Способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.05 76 (21) 2358775/25 2 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.12.77.Бюллетень №45 (4о) Дата опубликования описания 13.12..7 (11 582878 (51) М. Кл.
Э 21 Н 5/00
Гооударотвениый комитет
Воветв MNHlefpca ИР по дамм иеооретеей и открытий (53) УДК 621.771.29 (088.8) О. И. Кузьменков, H. H. Дорожкин, А. С. Соболев н А..П. Челышев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ЗУБЬЕВ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано прн изготовлении и реставрации из ношенных зубчатых колес и профилей.
Известен способ восстановления профиля б зубьев зубчатых колес, включающий нагрев зубчатого колеса и последующую обкатку зубьев деформирующим валком с одновремен- . ной подачей между зубчатым колесом и деформируюшим валком дополнительного материала в виде ленты (Ц.
Однако сцепление дополнительного мате риала с востанавливаемым зубчатым колесом недостаточно прочное, а сохранение дефект» ного слоя зубьев способствует снижению, 15 качества вос ганавливаемого зубчатого ко лес . та цель достигается тем, что перед обкаткой зубчатое колесо термически обрабатывают и удаляют по профилю зубьев 20 дефектный слой металла, толщина которого равна толщине дополнительного материала, при этом лента изготовлена из порошка твердого сплава, скрепленного пластификатором. 25
Предлагаемый способ осуществляют Следующим образоь. Предварительно термически обработанное, например атожженное, изношенное зубчатое колесо, поверхностный дефектный слой зубьев которого удален на толщину накатываемого дополнительного материала, обкатывают деформирующим валком, нагревая зубчатое колесо, например, в секторном иицукторе ТВЧ, Между зубчатым колесом и деформирующим валком подают ленту, которая в процессе обкатки с нагревом прочно скрецляется с основой,образуя биметаллическое зубчатое колесо с повышенной твердости поверхностью и вязкой элис» тичной сердцевиной; Восстановленное такимспособом1 зубчатое колесо затем для обес печения треоуемой точности профиля зубьев механически обрабатывают.
Повышение качества восстановленного зубчатого колеса или изготовленного предлагаемым способом обуславливается тем, что удалением поверхностного слоя зубьев и термической обработкой исключается вли- . яние накопленных в изношенном зубчатом колесе остаточных:напряжений, а следова582878
Составитель В. Быченко
Редактор Н. Вирко ТехредН. Андрейчук Корректор С. Гарасиняк
Заказ 47 94/2 3 Тираж 1 080 Подписное
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
"« ë iàë ППП Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 тельнО, повышается изГBGF!BH Выносливость. зубьев, Изменением сОстава шихты, используB мОй длл изготовления лен71>I, мох фо управ лять физикО механическими сВОЙстВами несущего слоч зубьев и получить при необходимости пористые самосма.зываюшиесл поверхности, хорошо работающие в условиях абразивного изнашивания. достоинствам предлагаемоiго cgoco6G можно также отнести и отсутствие окалины
::а спеченной порошковой поверхности восстановленныхх зубьев бс з пРименения с iieдиальных защитных сред.
Примером FipHi»$8 He FHf B cD oc оба B Bi отовленил комбинированных зубчатых колес является технология пзготовл нл блока шестерен 2-й и 3-й передач КПП автомобиля ГАЗ=51. По Обычной техйологии эти шестерни изготавливаютсл из стали
80ХГТ с последующей термообработкой нитроцементапией для получения твердости
58-64 НЯС.
По предложенному способу эти шестерни изготавливаются с припеканием ленты, плас- тифицированной этилсиликатом из порошка хромникелевого сплава ПГ ХН80СР2. Профиль Отожжснной заГОтоВки утОняют на Гол шину припекаемой ленты, т.е. Иа 1,5 мм.
При етом длл повышения качества сцепления О ленты ic основой обеспечивается повыше;-:.::,:-"- шероховатость ее поверхности в пределах Ра
При накатке колес с лентой нагревают
ТВЧ на установке ЛП3-2-67 с секторным индуктооом Qo TGMHBpB туРы спеканил
1050=1100 C. Ленту подают в зазор, между =- :ó"á÷àiûì колесом и деформирующим
4 валк Ом при постоянном межос евом расс тоянии. Твердость поверхностного слоя составляет 60-64 HRC.
Стоимость шестерни снижена в 1,5-1,7 раза за счет применения в качестве заготовки изношенной детали и уменьшения трудоемкости механической обработки. Работоспособность шестерен повышена за счет упругих свойств незалеченной аерддевины и повышенной износостойкости поверхностного слол из твердого сплава.
Ф ормула иэ обре тения
1. Способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес путем нагрева зубчатого колеса и последующей обкатки зубьев деформирующим валком с одновремейной по дачей между обкатываемым зубчатым колесом и деформирующим валком дополнительно-о материала в виде ленты, о т л и ч аю ш и и с я тем, что, с целью повышения качества восстанавливаемого зубчатого колеса, перед обкаткой зубчатое колесо термически обрабатывают и удаляют по профилю зуба дефектный слой металла толщиной, равной толщине дополнительного материала.
2. Способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес по и. 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что лента изготовлена из порошка твердого сплава, скрепленного пластифика тором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: (, Авторское свидетельство % 490543, кл. В 21 Н 5/00, 1974.