Коробка перемены передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Сотоз Советских

Социаттистическкх

Рес убник (и) 583005

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6т) Дополнительное к авт. саид-ву (22) .заявлено 26.1225 (21) 2304582/27-11 с присоединением заявки Ni— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.1277, Бтоллетеиь МЬ 45 (Sl) NL Кл.

В 60 К 17/06

В 62 М 11/04

fooQl)oYoooollO ааватат йааата Маааатраа 606Р оо яаааю ааааа )атаааа к атарктай (М) УМ 629.113"585 (088.8) (45) Дата опубликования описания 14.1277. (72) Автори изобретения

Ю.М,Шмаков и А.В. Ефанов, Pl) Заявитель

Изобретение относится к области транспортного машиностроения.

Известна коробка перемены передач транспортного средства, имеющая два пустотелых параллельно расположенных вала, на которых жестко или свободно установлены шестерни, застопоренные шариковыми шпонками при помощи включателей передачи в виде штоков с конусными выступами.

Недостатками такой конструкции является малая долговечность шариковых шпонок и необходимость в выключении муфты сцепления при переключении передач, что усложняет работу.

Наиболее близкой к изобретению является коробка перемены передач траттспортного средства, содержащая ведущий и пустотелый ведомый валы с шестернями постоянного зацепления, при этом шестерни пустотелого ведомого вала связаны с указанным валом посредством фрикционных муфт, нажимные диски которых связаны с приводом.

Недостатком такой коробки является ее сложность, так как каждая фрик" ционная муфта включается своим исполнительным гидравлическим цилиндром.

Цель изобретения — упростить конструкцию коробки.

Это достигаешься тем, что нажимные диски выполнены полыми, а стенки пустотелого вала - с радиальными отверстиями, при этом привод состоит из

5 штока с конусными выступами, установленного в полости ведомого вала с возможностью продольного перемещения, и подпружиненных толкателей, размещенных в полостях нажимных дисков и вхо10 дящих своими концами в радиальные отверстия полого ведомого Вала, а каждая шестерня, связанная с валом фрикционной муфтой, состоит из набора зубчатых дисков, расположенных между дисками фрикционной муфты.

Изобретение поясняется чертежом.

Коробка перемены передач содержит ведущий вал 1, выполненный заодно це-. .лое с шестернями 2, 3, 4, находящимиО ся в зацеплении с шестернями, выполненными в виде зубчатых дисков 5, 6, 7 (ведущих), установленных свободно на пустотелом ведомом валу 8 и ведомых дисков 9, 10, 11, связанных с этим валом B при помощи шлицевого соединения. При этом ведущие и ведомые диски взаимодействуют между собой— контактирующими торцовыми поверхностями. На валу B установлен привод нажимных дисков 12-15, состояший из (54) KOPOBKA PEPENEHH ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОРО

СРЕДСТВА

583005

Формула изобретения у 1 толкателей lб и пружин 17, установленных в радиальных отверстиях нажимных дисков, и штока 18 имеющего конусные выступы 19-22, контактирующие а толкателями, 6

Коробка перемены передач работает следующим образом.

При положении штока 18 как показано на чертеже, диски 5 и 9 третьей передачи сжаты дисками 12, 1 3 под действием усилий толкателей 16, вэа- . 1® имодействующих с выступами 19, 20 при помощи пружин 17. Толкатели 16 осталь ных дисков 14 и 15 взаимодействуют с цилиндрическими участками штока 18„ и диски 6 и 10, 7. и 11 находятся в расжатом состоянии.

Для изменения передаточного отношения коробки перемены передач, шток

18 пад действием управляющих органов (на чертеже не показаны) перемещает- 28 ся влево, нри этом диски 5 и 9 продолжают находиться в сжатом состоянии до тех пор, пока оси толкателей 16 (диска 13) не перейдут вершину конус ного выступа 20, при этом толкатели 95

16 диска 14 приближаются К выступу 21.

При йереходе осей толкателей 16 диска

13 к вершине выступа 20 диск 13 перемещается вправо вследствие взаимодействия толкателей 16 с правой стороной 30 выступа 20 штока 18, при этом диски 5 и 9 третьей передачи размыкаются а диски 6 и 10 второй передачи сжимаются дисками 13, 14 (;толкатели 16 послед,него взаимодействуют с левой cropo- p ной выступа 21) °

При дальнейшем изменении передаточ ного отношения коробки шток 18 перемещается влево, и выключение дисков б и 10 второй передачи и включение дисков 7 и ll первой передачи происходит аналогично.

При передвижении штока 18 влево и при пересечении осей толкателей 16 диска 15 вершины выступа 22 происходит раэмыканне дисков 7 и 11 первой передачи и устанавливается нейтральная передача.

Хоробка перемены передач транспортного средства, преимущественно для мотоциклов, содержащая ведущий и пустотелый ведомый валы с шестернями постоянного зацепления, при этом шестерни пустотелого ведомого вала связаны с укаэанным валом посредством фрикционных муФт, кажимные диски которых связаны с приводом, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью упрощения конструкции, нажимные диски выполнены полыми, а стенки пустотелого вала— с радиальными отверстиями, при этом привод состоит из штока с конусными выступами, установленного в полости ведомого вала с воэможностью продольного перемещения, и подпружиненных толкателей, размещенных в полостях нажимных дисков и входящих свойми концамй в радиальные отверстия полого ведомого вала, а каждая шестерня, связанная с валом Фрикционной муфтой, состоит иэ набора зубчатых дисков, расположенных между дисками Фрикционной муфты.

ЦИИБПИ Заказ 4814/ЗО

Тираж 893 Подписное

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4.