Способ получения высокооктанового бензина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сова-..Сова1йЙХ:"4".
Социалистических
Республик
О -П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
<">583634
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву —— (22) Заявлено 04.08.75 (21) 2162749/23-04 с присоединением заявки N (23) Пр,иор итет— (43) Опубликовано 23.02.82. Бюллетень че ? (45) Дата опубликования описания 23.02.82 (51) М, Кл.з
С 10 G 59/00
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) 1 ДК 665 644 4 (088.8) М. А. Танатаров, А. Ф. Ахметов, 3. И, Сюняев, Д. И. Кондаков, T. 3. Хурамшин, А. Ф. Махов, Н. П. Смирнов, Г. Г. Теляшев, Б. Я. Рисов и К. Н. Мамаева
Уфимский нефтяной институт и Ново-Уфимский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции нефтеперерабатывающий завод (72) А вто ры изобретения (71) Заявители (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО
БЕНЗИНА
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов типа АИ-93.
Известен способ получения высокооктанового бензина путем переработки бензиновой фракции 105 †1 С, которую подвергают гидрокрекингу и из продуктов гидрокрекинга выделяют высокооктановые компоненты, а остальную часть направляют на жесткий платформинг I 1).
В результате смешения высокооктановых компонентов и платформата получают бензин с октановым числом 93, содержащий
49 /о ароматических углеводородов.
К недостаткам известного способа относятся довольно невысокий (72zo) выход целевого бензина; израсходование всего водорода, образовавшегося в процессе платформинга, при гидрокрекинге; необходимость введения стадии фракционирования для выделения высокооктановых компонентов; невозможность получения бензина с содержанием ароматических углеводородов менее
49 /, так как для этого необходимо увеличить содержание изокомпонента, дополнительное количество которого может быть получено только в более жестких условиях гидрокрекинга, что приведет к снижению выхода бензина.
ызамен ранее и:.удаышсо
Известен также способ получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480 — 530 С и давлении до 40 атм
5 в присутствии алюмоплатинового катализатора 12).
Однако полученный бензин содержит много (более 60 о) ароматических углеводородов, что вызывает повышение нагарообIp разования в двигателях и утяжеляет фракционный состав бензина.
Цель изобретения — - повышение качества целевого продукта — достигается тем, что риформинг нефтяного сырья проводят в при15 сутствии алюмоплатпнового катализатора при температуре 480 — 530 C и давлении до
40 атм и разделяют продукты риформинга на первый и второй потоки в весовом соотношении 1,5:1 — 1:1,5, контактируют первый
2р поток с алюмоплатиновым катализатором при температуре 300 — 400 С и давлении
20 — 30 атм и смешивают второй поток с продуктами контактирования.
Пример. Прямогонную фракцию 40—
180 С подвергают платформингу прп температуре на входе в первый и третий реакторы 490 и 530 С соответственно, давлении
30 атм и объемной скорости 1,5 ч- на катализаторе, содержащем 0,6 о платины на рр окиси алюминия, промотированном хлором, 583634
Полученный продукт 11аздсля1от иа два потока (без ректификации).
Первый поток контактируют с указанным выше катализатором при температуре
400 С, давлении 30 атм и объемной скорости 0,5, 1,0 и 1,5 ч- . Продукты контактирования смешивают со вторым потоком.
В табл. 1 приведена характеристика второго потока и продуктов контактирования.
Таблица 1
Г1 р од унт ея контактирования объемная скорость, ч-
Показатель о. о о
CCl й
1,5
1,0""
0,5"
Углеводородный состав, вес. % парафиновые нафтеновые ароматические
Октановое число по иследовательскому методу (без ТЭС) 41,90
29 с8 ои >
45,05
43,56
13,39
46,84
45,56 ! 0,60
39,17
2,48
59,35
8",6
80,8
805
93,0 :: Опыт ¹ 1.
" Опыт № 2.
Таблица 2
Номер OllbtT,l (см. табл. 1) Показатель
0,35
9,35
12,00
0,65
9,35
12,00
78,30
78,00
90,5
7060
89,0
6940
Техред А. Камышникова
Корректор О. Тюрина
Редактор С. Титова
Заказ 1289
Тираж 524
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома
Выход па исходное сырье, вес % водород сухой газ бутаны дебутанизированиый бензин
Характеристика целевого продукта содержание ароматических углеводородов,,0 октановое число по исследовательскому методу (без ТЭС) октанотонпы
4.
В табл. 2 приведены выход продуктов и характеристика целевого бензина после смешения продуктов контактирования и части продуктов риформинга, не подвергшихся
5 контактированию.
Минимальная добавка ТЭС позволяет получить бензин с октановым числом 93 и выше.
K преимуществам предлагаемого способа относятся повьпиение качества целевого продукта за счет снижения содержания в пем ароматических углеводородов и образование в ходе процесса водорода, который может быть использован при гидроочистке.
Формула изобпетения
Способ получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре
480 — 530 С, давлении до 40 атм, от л и ч аю щи и с я тем, что, с целью повышения качества целевого продукта, продукты риформинга разделяют на первый и второй потоки в весовом соотношении 1,5:1 — 1:1,5 соответственно с последующим контактированием первого потока с алюмоплатиновым катализатором при температуре 300 — 400 С, давлении 20 — 30 атм и смешением второго потока с продуктами контактирования.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Агафонов А. В. и др. Комбинированный процесс гидрокрекинг-риформинг бен40 зинов с получением автобензина типа АИ93.— «Нефтепереработка и нефтехимия», 1971, № 4, с. 1.
2, Сулимов А. Д. Каталитический риформинг бензинов, М., «Химия», 1973, с. 87 — 90. (прототип),