Многофункциональная присадка к бензину

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТИДееСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свил-ну (22) Заявлено 16.06.75 (21) 2144724104 с присоелинением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень № 46

Союз Советскин

Социалистических

Республик (11) 584030 (51) M. Кл."С 10 1 1/22

Государственный наиитет

Совете Мнннетрав СССР не делан нэабретений ю Ртнрытнй (53) УДК

665.75 (088.8) (45) Дата опубликования описания 28,02,78

E. И, Гулнн, Б. Г. Бедрик и H. И. Галашев (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ

Изобретение относится к горючим дяя двигателей внутреннего сгорания . Присадка в композиции с бензинвми может быть. использована в карбюраторных двигателях с целью снижения отложений в лвигателе, она может добавляться также в моторные масла для улучшения их мовицих свойств.

При эксплуататвяи карбюраторных двигателей наблюдается образование твердых частиц и смолистых веществ в топливном баке, гонливопро- 10 водах, во впускной системе, на впускных клапанах и в карбюраторе двигателя, которые в значительной мере снижают зффективносп и надежность работы двигателя. Особенно сильно образование отложений в высокофорсированньтх двигателях с замкнутой системой вентиляции

KRQTOP8.

Известны различные присадки к бензинам, в некоторой степени решвяяцие указанную про- 20 блему. Наибольшее распространение получили амины. В частности, известно использование в качестве антнокислительных присадок амннофенолов и некоторых аминов, например, и-феннлендиамииа 11). 25

Недостатки таких присадок: ограниченность сырьевой базы, дороговизна получения и невысокая эффективность. Последняя объясняется однофункциональным действием указанных соединений, заключающимся в днспергированни часпщ вследствие адсорбцин на них поверхностноактивных веществ присадки либо возникновения моющего эффекта, нроявлякнцегося в смешении образовавшихся на деталях двигателя отлоНаиболее близка к описываемому изобретению по составу и достигаемому результату многофункциональная нрисадка к углеводородным топливам-алифатические амины, например, изопропилоктадециламнн. Эта присадка обладает нейтрализующим, антисаснслительным, антнкоррознонным, противоизносным и антиоседкообра. зуияцим действием 12). Однако эффективность известной присадки недостаточна °

Цель изобретения — повышение эффективности действ ня прнсццсн.

Поставленная цель достается за счет mro что многофункциональная присадка допопннтель но содержит 60 — 70 мас.% нитрованной (,рнкцЮ

584030 а

Композиция бензина

АИ вЂ” 83 с 0,1 мас.% присадки

Исходный бензин

АИ вЂ” 93

Характеристики

85,4

85,2

54 — 195

1,2

54-196

1,4

1,28

1,23

6,4

Желтый

Светло-желтый

Цвет

3 сланцевой смолы, выкипающей в пределах 350—

370 С.

Высокая эффективность присадки обеспечива ется ее многофункциональным действием, заключающимся в антиокислительном эффекте, диспергировании образовавшихся осадков в объе. ме горючего за счет адсорбции на них поверхностно-активных веществ присадки и смыва от. ложившихся частиц и смолистых веществ с деталей двйгателя.

Технология получения присадки заключается в следующем.

Компоненты смешиваются в соотношении 3040 вес.% алифатического амина и 60 — 70 мас.% нитрованной фракции сланцевой смолы. Смесь нагревают до 70 С и перемешивают в течение

1,5 — 2. ч, затем ее фильтруют и охлаждают.

Нитрование фракции сланцевой смолы осущест; вляют по известной методике 27%-ной азотной кислотой.

Характеристика смешиваемых ингредиентов присадки, 1. Фракция сланцевой смолы Прибалтийского месторождения выкипает в пределах 350 — 370 С, содержит, мас.%:

Ароматические углеводороды 3S

Фе иолы 3

Карбонильные соединения 1,5

Гидроксильные соединения 2,6

Нитросоединения 1,8

Алкано-циклановые углеводороды 56,1

2. Алифатический амин представляет. собой, изопропилоктадециламин формулы

reH3 с®н .,кн.-сн

СН

Указанные вещества в обычных услдвиях явля ются жидкостями, хорошо смешиваются. Hpscagка хорошо растворяется в бенеше в обычных условиях и не выпадает в осадок при длитель40 лом хранении. Сырьевая база! — сланцевая смола весьма распространенныф в природе и деше. вый продукт. Выделение из нее указанной фракОктановое число по моторному методу

Пределы выкипания, С

Остаток в колбе после разгонки,%

Кислотность, мг K0H/100 мл

Содержание фактических смол, мг/100 мл

4 ции с определенными функциональными группами не представляется сложным процессом.

Оптимизация соотношения ингредиентов в присадке, установление оптимальной концентрации присадки в композиции с бензином и ее эффективность по сравнению с исходным бензином и композиции бензина с известной присадкой производилась на двигателе при указанном ниже режиме, Оптимальная концентрация присадки в бензине 0,5 — 0,1 мас.%..

При введении данной присадки в бензин обеспечивается более высокая эффективность сниже ния отложений во впускной системе двигателя по сравнению с исходным бензином и его композиции с известной присадкой. Результаты ис-пытаний изложены в табл. 1 — 5. В табл. 1 приведены результаты испытания влияния присадки на основные характеристики бензина.

В табл. 2 приведены результаты моторных испьпаний комноэиции присадки с беюином

АИ вЂ” 93 и исходного беюина. .Испьпания проводят при следующем режиме: частота вращения коленчатого вала двигателя

900+10 об/мин, угол опережения зажигания

13 град, состав смеси (а ) 1,1, расход бензина 1,8 л/ч, температура в зоне улавливания отложений 65,+ 3 С.

Чтобы оценить моющий эффект щзисадси,используемые пластинки перед началом испытаний уже .имели определенное количество отложений (19 мг). . Рекомендуемая присадка хорошо растворяется в углеводородном горючем и не. выпадает в осадок при длительном хранении.

В табл. 3 приведены результаты моторных испьпаний с целью установления оптимального соотношения ингредиентов присадки.

В табл. 4 приведены результаты испытаний с целью определения оптимальной концентрации присадки в композиции с бензином АИ вЂ” 93.

В табл. 5 приведены результаты испытания отдельных ингредиентов присадки;

Таблица 1 табл vцд2

Количество отложений на пластинке после испытаний, мг за час

Испытуемый продукт

Количество отложений на пластинке до испытания, 1Р 15 20

19,0 I 9,8 20,8 21,4 21,9

Бензин без присадки

+15„З

19,0

12,2 10,5 9,7

-49,0

15,0

Таблица 3

Соотношение ингредиентов присадк в композиции с бензином АИ вЂ” 93

Количество отложений на пластинке после 20час испытания, мг

50% алифатического амина

50% фРакции сланцевой смолы

13,2

40% алифатического амина

60% фракции сланцевой смолы

30% алифатического амина

70% фракции сланцевой смолы

9,65

20% алифатического амина

80% фракции сланцевой смолы

Количество присадки, добавляемой в бензин

АИ вЂ” 93,%

Количество отложений иа пластинке до испытания, мг

0,04

13,б

10,2

0,05

100

0,07

0,08

0,10

9,8

Бензин АИ вЂ” 93 с 0,08 мас.% присадки

Количество отложений на пластинке до испытания, мг

Снижение отложений за 20час Я

584030

Таблица5

Композиции отдельных ингредиентов с бензином АИ вЂ” 93,% олнюство отложений на пластинке

119

Алифатического амина — 0,1%

19,0

11,0

Фракция сланцевой смолы (нитров аннан) — 0,1%

19,0

Составитель Н Ьогданова

1ехред Е.Давидович

Редактор Н. Белявская

Корректор .А. Власенко

Заказ 209/722

Тираж 673 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитет» Совета Министров СССР . по делам изобретений н открытн»

l13Î35, Москва, Ж-35, Рауна,кая наб, д. 4/5

Фялиал ППП Патент, r Ужгород, ул. Цроекпмя, 4

Фракция сланцевой смолы — 0,1%

Композиция алифатического амина и нитрованной фракции сланцевой смолы в соотношении 35:65 мас.% — 0,1%

Формулà kзобретения

Многофункциональная присадка к бензину на осйове алифатического амина, о т л и ч а ющ.а я-ся,,.тем, что, с целью повышения эффективности gekcrsss присадки, ою дополнителЬ но содержит 60 — 70 мас.% нитрованной фракции сланцевой смолы, выкипающей в пределах 350370 С.

Количество отложений на пластинке после 20 час испытания, мг

Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе:

1. Саблню 3. А., Fypees А. А. Присадки к моторным топливам, "Гостоптехиздат", 1959, с. 62 — 64.

2. Патент США.У 3254974, кл. 44-72, 1965.