Регулируемый направляющий аппарат турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 584082

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.10.75 (21) 2178858/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15,12.77. Бюллетень № 46 (45) Дата опубликования описания 16.12,77 (51) М. Кл. F OID 9/02

F 04D 29/46

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.515-226. .32 (088.8) И. М. Давлюд, А. В. Кузнецов и С. И. Д мбчко (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМЪ|Й НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ

ТУРБОМАШ И НЪ|

Изобретение относится к областям вентиляторостроения, компрессоростроения и турбостроения.

Известен регулируемый направляющий аппарат турбомашины, например вентилятора, содержащий корпус и установленные в нем на подшипниковых узлах направляющие лопатки с приводами поворота (1), В известном направляющем аппарате смазка из подшипниковых узлов отсасывается вследствие депрессии в диффузоре, из-за чего подшипники быстро выходят из строя.

Известен также регулируемый направляющий аппарат турбомашины, например вентилятора, содержащий корпус и установленные в нем на подшипниковых узлах, имеющих смазочные полости, направляющие лопатки с приводами поворота (2).

Процесс смазки трущихся элементов заключается в периодичности подачи к нему смазки во время работы вентилятора.

Однако, для обеспечения надежной смазки подшипниковых узлов периодическое пополнение смазки производят в избыточном объеме, что ведет к их загрязнению и дополнительным затратам в обслуживании.

С целью повышения надежности путем пополнения смазки в подшипниковых узлах, они снабжены дополнительной полостью, отделенной от основной с помощью кольца с дроссельным отверстием и укрепленной на цапфе лопатки задвижки с дуговым пазом, совмещенным с дроссельным отверстием. Полости подшипниковых узлов могут быть соединены дополнительными отверстиями, выполненными в кольце и задвижке и совмещенными прп установке лопаток в положение, соответствующее запуску турбомашины.

На фиг. 1 изображен направляющий аппарат с разрезом по подшипниковым узлам; на фиг. 2 и 3 изображено относительное положение кольца и задвижки, соответственно в положениях лопаток «закрыто» и «открыто».

Направляющий аппарат содержит корпус 1 и установленные в нем на подшипниковых узлах 2, имеющих смазочные полости 3, направляющие лопатки 4 с приводами 5 поворота, Подшипниковые узлы 2 снабжены дополнительной полостью 6, отделенной от основной

3 с помощью кольца 7 с дроссельным отверстием 8 и укрепленной на цапфе 9 лопатки 4

20 задвижки 10 с дуговым пазом 11, совмещенным с дроссельным отверстием 8.

Полости 6 и 3 подшипниковых узлов 2 могут быть соединены дополнительными отверстиями 12 и 13, выполненными в кольце 7

25 и задвижке 10 и совмещенными прп установке лопаток в положение, соответствующее запуску турбомашины.

Регулируемый направляющий аппарат работает следующим образом.

ЗО Перед запуском вентилятора, лопатки 4 устанавливают в положение «закрыто». С помощью системы смазки заполняют дополни584082 тельные полости 6, а затем через совмещенные в таком положении отверстия 12 и 13 и частично дроссельное отверстие 8 и дуговой паз 11 — полость 3. Эту операцию выполняют за период разгона ротора вентилятора. 3атем разворачивают лопатки 4 на заданный угол, в результате чего отверстия 12 и 13 разобщаются, а в диффузоре вентилятора возникает депрессия, следовательно, смазка из подшипниковых узлов 2 начнет отсасываться в диффузор вентилятора. Одновременно с этим из дополнительных полостей 6 смазка засасывается через калиброванное дроссельное отверстие 8 и дуговой паз 11 в полость 3. При ревизиях или запуске вентилятора смазку в полостях 3 и 6 пополняют.

Предлагаемый регулируемый направляющий аппарат позволяет длительно обеспечивать работоспособное состояние подшипников и в целом всего аппарата.

Формула изобретения

1. Регулируемый наг равляющий аппарат турбомашины, например, вентилятора, содержащий корпус и установленные в нем на подшипниковых узлах, имеющих смазочные полости, направляющие лопатки с приводами поворота, отличающийся тем, что, с

5 целью повышения надежности путем пополнения смазки в подшипниковых узлах, последние снабжены дополнительной полостью, отделенной от основной с помощью кольца с дроссельным отверстием и укрепленной на

10 цапфе лопатки задвижки с дуговым пазом, совмещенным с дроссельным отверстием.

2. Аппарат по п. 1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью обеспечения в период запуска подачи в подшипники повышенного количест15 ва смазки, полости подшипниковых узлов соединены дополнительными отверстиями, выполненными в кольце и задвижке и совмещенными при установке лопаток в положение, соответствующее запуску турбомашины.

20 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Галимзянов Ф. Г., Вентиляторы, М., «Машгиз», 1963, с. 44.

2. Патент ФРГ № 1091697, кл. 27с 13/01, 25 опубл. 1961.

)84082 фиг. 2

Составитель В. Алпатов

Редактор Л. Баглай Техред А. Камышникова Корректоры: Н. Федорова и Л. Орлова

Заказ 2712/1 Изд. № 990 Тираж 693 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2