Гидродинамическая однополостная проточная пуско-тормозная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 ,Ы
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (111 584l38
Сааа Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, спид-ry 352046 (22) Заявлено 01.08.76 (21) 2393188/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77, Бюллетень ¹ 46 (45) Дата опубликования описания 23.12.77 (51) М, Кл. - F 166 33/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений (53) УДК 621.825-585.22 (088.8) и открытий (721 Лвтор изобретения
Ю. А. Цыбульник (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОДНОПОЛОСТНАЯ ПРОТОЧНАЯ
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ МУФТА
15
Описываемая гидромуфта относится к ооласти энергетического машиностроения.
По основному авт. св. ¹ 352046 известна гидродинамическая однополостная проточная пуско-тормозная муфта, содержащая насосное и турбинное колеса с наклонными лопатками и устройство для регулирования заполнения муфты в процессе пуска в виде дополнительных лопаток, установленных на тыльной стороне насосного колеса с возможностью поворота на ограниченный угол для обеспечения эффективного торможения до полной остановки турбинного колеса (1).
Недостаток известной конструкции муфты состоит в том, что количество дополнительных поворотных лопаток ограничено, так как размещение лопаток требует много места, и, поворачиваясь, лопатки полностью перекрыва|от прото нный канал, что снижает тормозные свойства муфты.
С целью сокращения времени торможения реверсом приводного двигателя и обеспечения беспре"12TcTB IJIIOI ВроТОК2 охлаждающей рабочей жидкости, каждая дополнительная лопатка предлагаемой муфты выполнена с двумя лопастями различного активного радиуса, расположенными под углом 90 друг к другу, а оси поворота дополнительной лопатки размещены перпендикулярно оси вращения муфты.
На фиг. 1 представлена описываемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 показан вид в осево направлении на поворотную лопа-,ку; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг, 2.
Описываемая пуско-тормозная муфта содержит насосное колесо 1 с наклонными лопатка мп 2, находящееся в гпдродинамическом зацеплении с турбинным колесом (на чсртсже пе показано). 11а осях 3 и 4 в насосном колесе 1 закреплена дополнительная лопатка 5, состоящая из двух лопастей 6 и 7 с различными активны.;:и радиусами Я и r.
Лопатка может свободно поворачиваться вокруг осей 3 и 4 на угол 90 (см. фиг. 3).
При включении приводного двигателя насосное колесо 1 начинает вращаться (например, против часовой стрелки), в результате чего под действием динамического напора, 20 действующего на лопасть 6, дополнительная лопатка 5 повернется в положение, показанное на фиг. 3 пунктиром, и развитое ею протнводавленпе давлению от наклонных лопаток 2 определится величиной активного ра25 диуса r (см. фиг. 2), что позволит муфте частично самоопорожниться и тем самым ограничить момент па залу двигателя прп разгоне приводимой машины.
Прп реверсированип двигателя для тормо.
30 жения динамический напор, действующий на
584138
Формула изобретения фиг 1
Фиг.2! ! з 7 фиг Т
Сосгавитсль C. Стесни
Корректоры: Л. Брахнина и И. Позняковская
Редактор Л. Баглай
Техрсд A. Камышникова
Заказ 2792/11 Изд. ¹" 1014 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва,,1К-35, Раушская наб., д. 4, 5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 лопасть 7 дополнительной лопатки 5, повернет ее в положение, показанное на фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 3 сплошными линиями. В этом случае активный радиус лопатки 5 увеличится до величины R (см. фиг. 1), а развитое противодавление не позволит муфте самоопорожниться. Тормозной момент при этом будет определяться величиной, соответствующей полному заполнени1о рабочей полости муфты. Величина же его будет ограничена тем, что в тормозном режиме наклонные лопатки 2 окажутся наклоненными назад.
Радиальное расположение осей 3 и 4 поворота дополнительных лопаток 5 обеспечивает независимость величины сечения кольцевого канала для протока охлаждающей жидкости от по".ожения лопатки при пуске и реверсее.
Гидродинамическая однополостная проточная пуско-тормозная муфта по основному
5 авт. св. № 35204б, отл ича юща яся тем, что, с целью сокращения времени торможения реверсом приводного двигателя и обеспечения беспрепятственного протока охлаждающей рабочей жидкости каждая допол10 нительная лопатка выполнена с двумя лопастями различного активного радиуса, расположенными под углом 90 друг к другу, а оси поворота дополнительной лопатки размещены перпендикулярно оси вращения муфты.
15 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 352046, кл. F 16D 33/08, 1970.