Пьезоэлектрический двигатель для перемещения ленточного носителя информации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(11) 584333
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союв Соввтскил
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.05.76 (21) 2361180/18-25 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень ¹ 46 (45) Дата опубликования описания 13.01.78 (51) М. Кл б 11В 15/40
Н 01L 41/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 537 228 1 (088.8) (72) Авторы изобретения
Т. Б. Гурбанов, Ю. Г. Абдуллаев и Э. М. Юсуф-Заде
Азербайджанский политехнический институт имени Ч. Ильдрыма (71) Заявитель (54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ
ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЕНТОЧНОГО НОСИТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИИ
Изобретение относится к области техники перемещения ленты различного назначения и может быть использовано, в частности, в индикаторных устройствах авиационной техники.
Известен пьезоэлектрический двигатель для перемещения ленточного носителя информации, содержащий основание, две лары прямоугольных пьезоэлементов, связанных с источником питания со сдвигом фаз по напряжению между ними I 1j.
Недостаток известного устройства состоит в невысокой эксплуатационной надежности.
Известен пьезоэлектрический двигатель для перемещения ленточного носителя информации, содержащий основание, две пары прямоугольных биморфных пьезоэлементов, связанных с источником питания со сдвигом фаз по напряжению между ними (2).
Недостатком известного устройства является его невысокая эксплуатационная надежность.
Цель изобретения — увеличение эксплуатационной надежности двигателя.
Это достигается тем, что в предлагаемом двигателе биморфные элементы одними концами жестко закреплены на основании, причем одна пара элементов расположена перпендикулярно к направлению перемещения, а другая — параллельно, при этом биморфиые элементы образованы из металлического и пьезоэлектрического слоев.
На фиг. I представлена конструкция предлагаемого устройства; на фиг. 2 и 3 — пери5 одические прямоугольные импульсы напряжения питания биморфных движительных (фиг.
2) и тормозных (фиг. 3) пластин.
Фиг. 1 поясняет взаимное расположение ленты 1, движительных 2 и тормозных 3 пар
10 прямоугольных пластин.
Один конец каждой биморфной пластины жестко прикреплен в корпусе механизма. Они выполнены из скленных или сваренных между собой однослойных прямоугольных пла-, стин 2 — 5, из которых одни 2 — 3 состоят из пьезоэлектрического материала (обычно из пьезокерамикн марки LITC,) а другие 4 — 5 из стали. Один полюс прямоугольного импульса напряжения источника питания присоединяет20 ся к тонким металлическим электродам 6 вЂ, наплавленный на внешней стороне пьезокерамики, а другой полюс — к стальным пластинам при помощи электродов 10 — 13. Напряженность приложенного электрического поля
25 в первой половине цикла заставляет пьезопластину сжиматься в продольном направлении, в результате чего биморфная пластина изгибается. B следующем полуцикле за счет собственной силы упругости элемента процесс
30 реверсируется, и биморфная пластина колеб584333
3 лется (вибрирует). Движительные биморфные пластины подключаются к источнику питания периодического прямоугольного импульса напряжения (У,) электродами 6, 7 и
10, 11, а тормозные к источнику питания периодического прямоугольного импульса напряжения U электродами 8, 9 и 12, 13.
И движительная пара, и тормозная пара биморфных пластин электрически соединены параллельно (схема соединения не приводится).
На свободных концах биморфных пластин, обращенных к ленте имеются фрикционные накладки 14, обеспечивающие надежное перемещение ленты. Неподвижные концы биморфных пластин жестко закрепляются в корпусе механизма.
До подачи напряжения (исходное положение) движительные биморфные пластины находятся на одной линии относительно друг друга (как показано на фиг. 1).
При этом и движительные и тормозные биморфные пластины установлены с определенным минимальным зазором, определяемым опытным путем. В первой половине цикла под действием напряжения питания (U ) движительная пара биморфных пластин, изгибаясь свободным концом на определенную величину, определяемую амплитудным значением приложенного напряжения, перемещают ленту благодаря силе трения, возникающей между лентой 1 и резиновыми накладками 14, прикрепленными на них.
Во второй половине цикла — при отсутствии прямоугольного импульсного напряжения питания U — движительные биморфные пластины за счет собственных сил упругости стремятся вернуться в исходное положение, при этом тормозные биморфные пластины оказываются под действием напряжения пи; тания U (сдвинутое по фазе относительно напряжения U на 180 фиг. 2, 3), изгибаясь зажимают ленту, тем самым исключают возможный обратный ход ленты при возврате
40 движительных биморфййх пластин в исходное положение. После чего движительные биморфные пластины, проскальзывая по ленте на некотором участке своего движения, возвращаются в исходное положение (совершая холостой ход). На этом завершается общий рабочий цикл. Лента оказывается перемещенной на один шаг.
Циклы периодически повторяются.
Направления и скорость движения ленты зависят от подключаемых полюсов, частоты амплитуды напряжения источника питания, связанного с биморфными движительными и тормозными парами пластин, а также зависят от геометрических размеров пластин.
Взаимное расположение пары движительных и пары тормозных биморфных пластин, раздельно установленных на основании механизма, выгодно отличает конструкцию предполагаемого пьезоэлектрического двигателя для перемещения ленточного носителя информации от указанного прототипа.
Формула изобретения
Пьезоэлектрический двигатель для перемещения ленточного носителя информации, содержащий основание, две пары прямоугольных биморфных пьезоэлементов, связанных с источником питания со сдвигом фаз по напряжению между ними, отличающийся тем, что, с целью увеличения эксплуатационной надежности двигателя, биморфные элементы одними концами жестко закреплены на основании, причем одна пара элементов расположена перпендикулярно к направлению перемещения ленты, а другая — параллельно, при этом биморфные элементы образованы из металлического и пьезоэлектрического слоев.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство Хо 291237, кл.
G 11В 15/26, 1969.
2. Авторское свидетельство М 353273, кл.
G 11В 15/40, 1971.
084333
1/ ф
Аг!
Риз. с иг 7
Составитель В. Вавер
Корректор Н. Федорова
Редактор И. Шубина
Техред Н. Рыбкина
Подписное
Заказ 200/19 Изд. № 984 Тираж 738
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475
Типография, пр. Сапунова, 2