Каротажный кабель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 58434! (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.76 (21) 2309059/24-07 ,г с присоединением заявки № (51) И. Кл.еН О1 В 7/О"
Государстаенный иомитет
Сапата Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12,77. Бюллетень № 46 (45) Дата опубликования описания 01.03.78 (5 } УДК
621.315 (088.8) И. 3. Шабадаш, Н. В. Васильева, Э. А. Голуб, Л. А. Горбенко, Я. 3. Месенжник и А. П. Повеличенко (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательск; H,èðîåêòíî-конструкторский и технологический кабельньй институт (?1) Заявитель (54) КАРОТАЖНЬЙ КАБЕЛЬ
Изобретение относится к изделиям кабельной промышленности и может быть использовано в оборудовании геофизической разведки неф. ти, газа, термальных вод и других ископаемых, применяемом при разведке глубоких и сверх- 5 глубоких скважин. Возможно использование кабелей в районах крайнего севера.
Известны каротажные кабели, содержащие токопроводящие жилы в изоляции иэ полимерного материала, защитную герметизирующую оболочlO ку, подушку и броню fl). Основным недостатком таких кабелей является узкий диапазон рабочих температур от -40 до +200 С, что не обеспечивает разведку скважин глубиной более 6000 м.
Известен также каротажньй кабель, содер- 16 жащий сталемедные жилы в ленточной фторопластовой изоляции, резиновую оболочку, защитную оплетку (подушку) из волокнистых теплостойких материалов и броню, BbIpîëíåííóþ из ниэколегиров анной среднеуглеродистой марганцовистой 20 стали (21. Одтако этот кабель имеет ограниченную глубину каротажа до 6000 м с максимальо. ной температурой в скважине до. +200 С и ие может эксплуатироваться из-за наличия наиритовой оболочки при температуре ниже -35 С. Кро- 26 ме того, наложение подушки пор броню из волокнистых материалов технологически сложно.
Целью изобретения является увеличение глубины каротажа кабеля путем расширения диапаэона рабочих температур и облегчения его конструкции. Это достигается тем, что защитная оболочка предлагаемого кабеля выполнена нз тройного этиленпропиленового эластомера, а защитная подушка — из теплостойкой, например, фторопластовой или полиимидной пленки, при этом соотношении толшины изоляции жил и толщины зашитной оболочки взято в пределах 1.0: 1,0 — 1,2.
На чертеже схематично показан описываемый трехжильный кабель, поперечный разрез.
Каро-ажньй кабель состоит из токопроводящих жил 1, скрученных из стальных и медных проволок, фторопластовой изоляции 2, ерметизирующей оболочки 3, защитной подушки 4, выполненной из фторопластовой или полиимидной пленки, и брони 5. Промежутки между изолированными жилами 1 заполнены кабельной пряжей 6. Толщины фторопластовой изоляции 2 и резиновой оболочки 3 взяты в соотношении в пределах 1,0: 1,0 — 1,2.
58434}
Толщина изо ляции, мм
TonlgBHa оболочки, ь
Отношение толщины изоляции к толщине оболочки
0,6
1 0 : 0 8
50000
0,5
1,6
0,6
0,6
1,0 : 1,0
3,7
80000
0,6
0,7
1,0 : 1,2
1000000
ЦНИИПИ Заказ 213/722
Тираж 960 Подписное
Филиал ГП!П "Патент, г г. Ужгород, ун. Проектная, 4
Предлагаемый каротажный кабель, погруженный в скважину на глубину свыше 6000 м, подвергается воздействию температуры среды до
+270 С и давлению агрессивной буровой жидкости до 1500 кгс/ем . Этилеппропиленовая оболочка 3 герметизирует фторопластовую изоляцию
2 и повьппает термостоккость кабеля в целом.
Сравнительные электрические показатели предлагаемого каротажного кабеля, полученные при ис пытании образцов с различной толщиной гермети1О зирующей оболочки, приведены в таблице.
Дальнейшее увеличение толщины оболочки свыше 0,8 мм незначительно влияет на увелиФормула изобретения
Каротажньй кабель, содержащий токопроводящие сталемедные жилы, изоляцию жил из З0 фторопласта, защитную оболочку из зластомера, защитную подушку, наложенную поверх оболочки, и проволочную броню, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения глубины каротажа путем расширения диапазона Эб рабочих температур и оолегчения конструкции, оболочка выполнена из тройного этиленпропилечение сопротивления изоляции, приводит к увеличению диаметра кабеля, а следовательно, и его веса, что ограничивает глубину каротажа.
Соотношение толщины изоляции и толщины защитной оболочки в пределах 1,0: 1,0 — 1,2 обеспечивает уменьшение диаметра жилы кабеля на 13 — 17%, что соответствует уменьшению диЫ метра кабеля на 8 — 12% и его веса на12 — 15%
Эти да шые обеспечивают возможность испольэоваткя на существующем оборудовании кабеля длиной до 10 км вместо кабеля известной конструкции длиной 7,5 км.
R при 20 С после R лри 250 С
24 ч увлажнения, мОм/км и давлении, мОм/км нового эластомера, а защппия подушка — из теплостойкой, например, фторопластовой или полиимидной пленки, при этом соотношение толщины изоляции жил и толщины защитной оболочки находится в пределах 1,0: 1,0 — 1,2.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США И 3259675, кл. 264 — 103, 1970.
2. Авторское свидетельство У 1277 13, кл. 21 С 3/01, 1969.