Устройство для электропитания автономных объектов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(11) 58442I
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.09.75 (21) 2174367/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень № 46 (45) Дата опубликования описания 30.03.78 (51) М Кл - Н 02Р 9/08
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.722. .1 (088.8) (72) Авторы изобретения
P. А. Бот, Е. А. Клокова, T. И. Кустова, С.,А. Дементьев, Ф. В. Сребник и A. А. Пчелинцев
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (7I) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
АВТОНОМНЫХ ОБ ЬЕК1 О В
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам электроснабжения автономных объектов.
Известные устройства для электропитания автономных объектов, содержащие генератор переменного тока, между нулевой точкой статорной обмотки которого и общим минусовым выводом включены последовательно соединенные обмотка возбуждения и выходная цепь регулятора напряжения (1). Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для электропитания автономных объектов, содержащее генератор переменного тока, между нулевой точкой статорной обмотки которого и общим минусовым выводом включены последовательно соединенные обмотка возбуждения и выходная цепь регулятора напряжения, резистор для начального возбуждения и электростартер, обмотка тягового реле которого с последовательно соединенным включателем электростартера включена между общим минусовым выводом и точкой соединения одного из выводов аккумуляторной батареи и силового выпрямителя, подключенного к статорной обмотке генератора переменного тока (2). Однако в известных устройствах указанная цепочка должна иметь довольно большое сопротивление для того, чтобы ток через нее, являющийся током «подпитки» обмотки возбуждения, не создавал значительного разряда батареи при остановленном двигателе или при малых оооротах двигателя, когда замок зажигания включен. г о чем меньше сопротивление цепи подпитки и чем польше ток подпитки, тем оыстрее и э<рфективнее (при меньших оооротах) происходит процесс самовозбуждения генератора. эолее того (как это показали испытания па автомобилях МАЗ генераторов, цепь обмотки
JQ возбуждения которых включена между пулевой точкой статорной обмотки и минусом), при окислении контактных колец ротора генератора генератор вообще не возоуждается без кратковременнои подачи на цепь обмотки воз15 буждения напряжения, значительно более высокого, чем это определяется резистором «подпитки».
Целью изобретения является обеспечение надежности начального возбуждения генератора при наличии автоматической защиты оатареи от разряда на цепь обмотки возбуждения генератора при неработающем двигателе.
Б описываемом у стройстве это достигается тем, что B нем резистор для начального возбуждения одним из концов подключен к точке соединения обмотки тягового реле и включателя электростартера, а другим — к аноду дополнитсльно введенного полупроводникового диода, катодом подключенного к нулевой точке статорной обмотки генератора или плю584421 совому выводу дополнительно введенного вспомогательного выпвямителя, соединенного со статорной обмоткой.
На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема описываемого устрой- 5 ства; на фиг. 2 — схема описываемого устройства, один из вариантов выполнения.
Устройство содержит генератор переменного тока со статорной обмоткой 1, в цепь которой включена обмотка 2 возбуждения с вы- 10 ходной цепью 3 регулятора напряжения и силовой выпрямитель 4, включатель 5 электростартера, соединенный с обмоткой 6 тягового реле электростартера 7, включенного в цепь аккумуляторной батареи 8, резистор 9 для 15 обеспечения начального возбуждения, включенный между обшей точкой обмотки 6 тягового реле и включателем 5 электростартера и через диод 10 — либо нулевой точкой старторной обмотки 1, либо плюсовым выводом 20 вспомогательного выпрямителя 11, и контакты
12 тягового реле.
При запуске двигателя автомобиля или трактора замыкаются контакты 12, и от аккумуляторной батареи 8 получает питание об- 25 мотка 6 тягового реле электростартера 7. Одновременно через резистор 9, диод 10, обмотку 2 возбуждения, выходн„3 регулятора протекает ток, создающий рабочий поток возбуждения генератора. 30
Величину сопротивления резистора 9 выбирают такой, чтобы было обеспечено уверенное и надежное возбуждение генератора в нужном диапазоне оборотов даже при образовании на контактных кольцах окисной пленки, повыша- зз ющей сопротивление перехода щетка †коль.
Диод 10 служит для того, чтобы в рабочем режиме при разомкнутых контактах 12 исключать протекание тока от генератора на цепи электростартера. 40
Технико-экономический эффект определяется повышением надежности электроснабжения, улучшением условий заряда аккумуляторной батареи и улучшением баланса электроэнергии.
Формула изобретения
Устройство для электропитания автономны объектов, содержащее генератор переменного тока, между нулевой точкой статорной обмотки которого и общим минусовым выводом включены последовательно соединенные обмотка возбуждения и выходная цепь регулятора напряжения, резистор для начального возбуждения и электростартер, обмотка тягового реле которого с последовательно соединенным включателем электростартер а включена между общим минусовым выводом и точкой соединения одного из выводов аккумуляторной батареи и силового выпрямителя, подключенного к статорпой обмотке генератора переменного тока, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности процесса самовозбуждения генератора, резистор для начального возбуждения одним из концов подключен к точке соединения обмотки тягового реле и включателя электростартера, а цр гим — к аноду дополнительно введенного полупроводникового диода, катодом подключенного к нулевой точке статорной обмотки генератора илн плюсовому выводу дополнительно введенного вспомогателыюго выпрямителя, соединенного со статорной обмоткой.
Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе
1. Патент Великобритании No 989492, кл.
Н 2Н, 1968.
2. Генератор автомобильный Г-271 А, выпускаемый Московским заводом АТЭ-1, 971.
584421
Заказ 825/12 Изд. № 353 Тираж 907
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель В. Круглова
Редактор Л. Тюрина Техред И, Михайлова Корректор О. Тюрина