Способ упрочнения и восстановления канавок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И- -Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<") 585006 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) M Кл. (22) Заявлено 24.05.76 (21) 2362671/25-27

В 23 К 13./06

В 23 P 7/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 25,12.77. Бюллетень №4 (45) Дата опубликования описаниябЗ. 0(, И

Государстаеииый комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.791..763(088,8) (72) Авторы изобретения

С. М. Захаренко и А. В, Поляченко

Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ

И ВОССТАНОВЛЕНИЯ КАНАВОК

Это достигается тем, что восстанавливаемую канавку разделывают в конусный паз, а сварку производят электродом с конусностью, превышающей конусность указанного паза нэ

0 3 — 15%.

На фиг. 1 показан конусный паз в поршне с расположенным в нем порошковым присадочvûì и воздействующим на порошок электродом; на фиг. 2 — образовавшийся в результате приварки износостойкий материал и проточенная в нем канавка.

Способ заключается в следующем.

В поршне 1 изготавливают конусный паз 2, располагают в нем порошковый присадочный материал 3, на который воздействуют давлением с пропусканием сварочного тока через электрод 4, конусность которого превышает конусность паза. В результате приварки образуется спеченный износостойкий материал 5, в котором протачивают канавку 6 и происходит упрочнение стенок канавки.

При изготовлении фасонной канавки криволинейной формы электрод выполняют с радиусом, большим радиуса электрода на 0,5 — 15%.

Если разница в конусности электрода и паза менее 0,3%, а разница в радиусах при выполнении канавки криволинейной формы менее 0,50(0, то заметного повышения прочности сцепления

Изобретение относится к электроконтактной сварке и может быть использовано при восстановлении и упрочнении поршневых кайавок.

Известен способ восстановления и упрочйения поршневых канавок, заключающийся в из- . готовлении фасонной канавки, нагреве поршня, сплавлении его с износостойким материалом, деформации кр Ев канавки к ее центру приложением давления на поршень и протачивании поршневой канавки (1) .

Но этим способом:трудно получить рав10 нопрочное соединение износостойкого материала с основным металлом по всей поверхности.

Известен также способ упрочнения и восстановления канавок, при котором в восстанавливаемую канавку закладывают присадочный материал, приваривают его путем пропускания 15 тока и приложения давления к сварочному электроду, а после сварки протачивают канавку (2) .

Однако при использовании порошкового присадочного материала указанным способом не удается получить необходимого сцепления порошка с поверхностью восстанавливаемой канавки.

Цель изобретения — увеличение прочности сцепления порошкового присадочного материала с поверхностью восстанавливаемой канавки.

585006 на боковых сторонах или по криволинейному контуру не наблюдается.

При превышении конусности электрода по сравнению с конусностью фигурного паза в поршне более 15 /р и увеличении радиуса более

15 /q по сравнению с радиусом криволинейного 5 паза в поршне наблюдается отрицательное явление: создается повышенная плотность тока на краях фигурного паза, возникают раковины от пережога. При этом прочность сцепления износостойкого материала с основанием фигурного паза отсутствует или низка, так как ток не проходит через увеличенный зазор между электродом и основанием паза.

При использовании электрода с конусностью, превышающей конусность паза на 0,3—

15 /z, в начальный момент удельное давление на боковых сторонах конусного паза будет больше, чем в основании, и давление из-за деформирования материала поршня через порошковый присадочный материал распределяется постепенно от верхней части боковых сторон к основанию паза. Ток действует на боковые стороны также более длительное время, благодаря чему создается прочное соединение износостойкого материала с боковыми стенками паза. Затем протачивают канавку.

Выполнение способа. Упрочнение верхней канавки под компрессионное кольцо проводится на поршне двигателя Д-50, изготовленного из силумина АЛ вЂ” 25.

Канавку упрочняют порошком нирезиста зернистостью 0,15 — 0,2 мм. В поршне протачивают паз трапецеидальной формы с конусностью 6,86, верхнее основание трапеции равно

11 мм. Используют электрод конусностью 7,5.

Порошок приваривают к стенкам паза на роликовой сварочной машине током 21 — 22 кА с приложением давления 3,5 атм. Скорость сварки 0,69 м/мин, продолжительность сварочного импульса 0,08 — 0,10 с, продолжительность паузы 0,02 с. Сварку ведут медным электродом диаметром 300 мм и шириной 15 мм.

Формула изобретения

Способ упрочнения и восстановления канавок, преимущественно поршневых, при котором в восстанавливаемую канавку закладывают присадочный материал, приваривают путем пропускания тока и приложения давления к сварочному электроду, а после сварки протачивают канавку, отличающийся тем, что, с целью увеличения прочности сцепления порошкового присадочного материала с поверхностью восстанавливаемой канавки, последнюю разделывают в конусный паз, а сварку производят электродом с конусностью, превышающей конусность указанного паза на 0,3 — 15 /0.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Заявка М 2142995/27, М. кл. .В 23 P 7/00, 1976, по которой принято положительное решение о выдаче авторского свидетельства.

2. Авторское свидетельство СССР Мю 307877, М. кл. В 23 К 1106, 02.03.70.

585006

Фиг.2

Составитель H. Тютченкова

Редактор Т. Зубкова Техред О. Луговая

Заказ 5071/49 Тираж 1207

Корректор С. IIHгр lllcB;I

Подписное

IlHk И ПИ I осударствeниого кокги ге. и Совета М, иис ров СуССP

tlo a4 itt »I изоб!>стевин! II Il I tempt>t i ой! 13035, Москва, К 35. Pttугиская и,:б д. I 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. 11роекгиая.