Способ упрочнения и восстановления канавок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И С А Н И- -Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<") 585006 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) M Кл. (22) Заявлено 24.05.76 (21) 2362671/25-27
В 23 К 13./06
В 23 P 7/02 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 25,12.77. Бюллетень №4 (45) Дата опубликования описаниябЗ. 0(, И
Государстаеииый комитет
Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.791..763(088,8) (72) Авторы изобретения
С. М. Захаренко и А. В, Поляченко
Государственный всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ
И ВОССТАНОВЛЕНИЯ КАНАВОК
Это достигается тем, что восстанавливаемую канавку разделывают в конусный паз, а сварку производят электродом с конусностью, превышающей конусность указанного паза нэ
0 3 — 15%.
На фиг. 1 показан конусный паз в поршне с расположенным в нем порошковым присадочvûì и воздействующим на порошок электродом; на фиг. 2 — образовавшийся в результате приварки износостойкий материал и проточенная в нем канавка.
Способ заключается в следующем.
В поршне 1 изготавливают конусный паз 2, располагают в нем порошковый присадочный материал 3, на который воздействуют давлением с пропусканием сварочного тока через электрод 4, конусность которого превышает конусность паза. В результате приварки образуется спеченный износостойкий материал 5, в котором протачивают канавку 6 и происходит упрочнение стенок канавки.
При изготовлении фасонной канавки криволинейной формы электрод выполняют с радиусом, большим радиуса электрода на 0,5 — 15%.
Если разница в конусности электрода и паза менее 0,3%, а разница в радиусах при выполнении канавки криволинейной формы менее 0,50(0, то заметного повышения прочности сцепления
Изобретение относится к электроконтактной сварке и может быть использовано при восстановлении и упрочнении поршневых кайавок.
Известен способ восстановления и упрочйения поршневых канавок, заключающийся в из- . готовлении фасонной канавки, нагреве поршня, сплавлении его с износостойким материалом, деформации кр Ев канавки к ее центру приложением давления на поршень и протачивании поршневой канавки (1) .
Но этим способом:трудно получить рав10 нопрочное соединение износостойкого материала с основным металлом по всей поверхности.
Известен также способ упрочнения и восстановления канавок, при котором в восстанавливаемую канавку закладывают присадочный материал, приваривают его путем пропускания 15 тока и приложения давления к сварочному электроду, а после сварки протачивают канавку (2) .
Однако при использовании порошкового присадочного материала указанным способом не удается получить необходимого сцепления порошка с поверхностью восстанавливаемой канавки.
Цель изобретения — увеличение прочности сцепления порошкового присадочного материала с поверхностью восстанавливаемой канавки.
585006 на боковых сторонах или по криволинейному контуру не наблюдается.
При превышении конусности электрода по сравнению с конусностью фигурного паза в поршне более 15 /р и увеличении радиуса более
15 /q по сравнению с радиусом криволинейного 5 паза в поршне наблюдается отрицательное явление: создается повышенная плотность тока на краях фигурного паза, возникают раковины от пережога. При этом прочность сцепления износостойкого материала с основанием фигурного паза отсутствует или низка, так как ток не проходит через увеличенный зазор между электродом и основанием паза.
При использовании электрода с конусностью, превышающей конусность паза на 0,3—
15 /z, в начальный момент удельное давление на боковых сторонах конусного паза будет больше, чем в основании, и давление из-за деформирования материала поршня через порошковый присадочный материал распределяется постепенно от верхней части боковых сторон к основанию паза. Ток действует на боковые стороны также более длительное время, благодаря чему создается прочное соединение износостойкого материала с боковыми стенками паза. Затем протачивают канавку.
Выполнение способа. Упрочнение верхней канавки под компрессионное кольцо проводится на поршне двигателя Д-50, изготовленного из силумина АЛ вЂ” 25.
Канавку упрочняют порошком нирезиста зернистостью 0,15 — 0,2 мм. В поршне протачивают паз трапецеидальной формы с конусностью 6,86, верхнее основание трапеции равно
11 мм. Используют электрод конусностью 7,5.
Порошок приваривают к стенкам паза на роликовой сварочной машине током 21 — 22 кА с приложением давления 3,5 атм. Скорость сварки 0,69 м/мин, продолжительность сварочного импульса 0,08 — 0,10 с, продолжительность паузы 0,02 с. Сварку ведут медным электродом диаметром 300 мм и шириной 15 мм.
Формула изобретения
Способ упрочнения и восстановления канавок, преимущественно поршневых, при котором в восстанавливаемую канавку закладывают присадочный материал, приваривают путем пропускания тока и приложения давления к сварочному электроду, а после сварки протачивают канавку, отличающийся тем, что, с целью увеличения прочности сцепления порошкового присадочного материала с поверхностью восстанавливаемой канавки, последнюю разделывают в конусный паз, а сварку производят электродом с конусностью, превышающей конусность указанного паза на 0,3 — 15 /0.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Заявка М 2142995/27, М. кл. .В 23 P 7/00, 1976, по которой принято положительное решение о выдаче авторского свидетельства.
2. Авторское свидетельство СССР Мю 307877, М. кл. В 23 К 1106, 02.03.70.
585006
Фиг.2
Составитель H. Тютченкова
Редактор Т. Зубкова Техред О. Луговая
Заказ 5071/49 Тираж 1207
Корректор С. IIHгр lllcB;I
Подписное
IlHk И ПИ I осударствeниого кокги ге. и Совета М, иис ров СуССP
tlo a4 itt »I изоб!>стевин! II Il I tempt>t i ой! 13035, Москва, К 35. Pttугиская и,:б д. I 5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. 11роекгиая.