Кротодренажная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 45 а, Я„

_#_ 58501

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана при СНК СССР

Т. И. Карелин

t ротодренаиная машина.

Заявлено 29 апреля 1939 года в НКЗеч за № I lо8.

1, Опубликовано 31 декабря 1940 года, Предлагаемая кротодренажная ма- I шина предназначается для закладки кротодренажа с одновременным креплением стенок кротодрен цементирую-, шими веществами и приданием дренам в необходимых случаях искусственного уклона. Кроме того, в рабочей части, кротоножа имеется зонд-аэратор, посредством которого в момент произ- водства работ представляется возмож- ность опредглять нуждаемость стенок кротодреп в креплении, а также улучшать аэрацию почвогрунтов.

В известных до настоящего времени, кротодренажных машинах подъем ножа дренера для придания дрене надлежа-, щего уклона производится при помо-; щи привода от ходовых колес орудия, осуществляемого пропорционально пройденному орудием пути.

В некоторых дренажных машинах нож дренера уста новлен HB поворот- ной горизонтальной оси.

В предлагаемой кротодренажной машине нож монтирован таким образом, что он может передвигаться вер- тикально при помощи привода от ходо- вых колес орудия, а также поворачиваться на горизонтальной оси, автоматически отклоняясь при встрече с пре-, пятствием в почве.

Для этого, согласно изобретению, стойка кротоножа помещена подвижно в вертикальном направлении в направляющем хомуте, а последний монтирован на раме машины поворогно нз горизонтальной оси и удерживается от вращения соответствующим упором. прочность которого подобрана таким образом, что при достижении предельной величины сопротивления движению

t.o Kà упор разрушается.

На чертеже фиг. 1 показывает вид крогодренажной машины сбоку; фиг.

2 — в плане; фиг. 3 — сзади; фиг. 4— поперечный разрез кротоножа по линии

АВ фиг. 5; фиг, 5 — основание ножа с кротоснарядом, частично в разрезе; фиг. 6 — разрез по линии С!> фиг. 5.

Машина является прицепной к трактору и работает и транспортируется на колесном ходу. Сцепляется она с трактором при помощи шарнирной серьги 2 и кольца (фиг. 1 и 2).

Ходовая часть машины представллет собой два колеса 4, покоящиеся на двух полуосях, приваренных к раме.

Рама 1 машины, сварная из по1осовой стали, устроена так, что не препятствует повороту хомута 6 совместно с ножом 5 на 90 вокруг оси вращения 9, что обеспечивает с помощью специального приспособления автомагическое выключение ножа с кротоснарядом из почвы в случае появления на пути движения ножа или кротосн»ряда каких-либо препятствий (камней и т. п.), а также позволяет более удобHIo размещать нож с кротоснарядом при переездах на большие расстояния. Эта ось одновременно скрепляет раму.

Нож кротоснаряда 5 (фиг. 4, 5. 6) изготовляется из пружинной стали. Он собирается из двух продольных частей с предварительной выборкой пазов в обеих половинах для провода жидкости (отверстие клеепровода (а) и для пропуска зонда для подъема необходимого количества грунта на предмет полевого определения нуждаемости грунта стенок дрены в креплении и установления рациональности крепления по состоянию влажности почвогрунта в момент производства работ.

Грунт отоирается на уровне нижней плоскости кротодрены с помощью почвенного зо|нда (стальной трости).

Нож 5, помещаемый в хомуте б (фиг. 1) своей затылочной частью, представляет собой зубчатую рейку, сцепляющуюся с ведущей шестерней

20 (фиг. 2). При поступательном движении машины, посредством шестерни

20 производится равномерное заглубление или поднятие кротоножа для придания дрене соответственного уклона.

Хомут 6 удерживается от поворачивания на своей оси 9 посредством упора, ломающегося в случае встречи ножом 5 препятствия,,которого он не в состоянии преодолеть.

В нижней св огй части кротонож 5 соединяе тся с кротоснарядом 10. Поверхность кротоснаряда делается гладкой или ребристой (с частыми продольными выступами), если необходимо вгонять цементирующие вещества более глубоко в стенки дрены. В средней части кротоснаряда имеется выемка (с) прямоугольного сечения. На кротоснаряде делается кольцевая выточка

:coo âåòñòâåHíо ширине клеепровода (а) (фиг. 5), по сред ней окружности которой насверливаются радиальные каналы (h) для выхода разбрызгиваемой жидкости из выемки (с) на стенки кротодрены (фиг. 6).

Зад няя часть кротоснаряда 10 за кольцевой выточкой имеет цилиндрическую форму и является крепителем дреностенок, втирая почвоклеящие вещества в стенки кротодрены и придавая последней окончательную форму.

В этой же части делается отверстие (с!), которое в собранном виде является продолжением канала (е), сделанного в кротопоже 5 и служащего для ввода зонда для отбора грунта на анализ.

На поверхности нижней поло|вины крепитсля дреностеHQK. в задней части кротоснаряда устраиваются 2 — 3 ножа (на чертеже не показанные), которые, прорезая склеенные и уплотненные стенки кротодрены, имеют целью обеспечить более свободный доступ воды в дрену, что особо неооходимо в случаях применения сильно действующих почвоклеящих веществ, например, битумной эмульсии и т. и.

Клеепровод (а) своим верхним концом соединяется с гибким шлангом 7 (фиг. 1), идущим от клеевого бака 8, установленного на стойках, прикрепленных к раме.

Почвоклеящее вещество поступает из бака 8 по шлангу 7 .в клеепровод (а) и по последнему в выемку (c) кротоснаряда, откуда под гидростатическим или принудительным давлением разбрызгивается на стенки кротодрены.

В горловине клеевого бака и в верхней части клеепровода устраиваются регуляторы подачи почвоклеящего вещества в клеепровод.

В целях упразднения влияния рельефа местности на прямолиней|ность направления кротодрены, в машине предусмотрены два планировщика 3 плужного типа, размещенные впереди ходовых колес. Их назначение — снимать неровности рельефа, очищая таким образом тропинку для ободов ходовых колес.

Машину обслуживает один человек (кроме тракториста). Рабочее место его — сиденье 25 (фиг. 2), закрепленное в задней части рамы, откуда он управляет посредством рычага включения 23 (фиг. 3) вертикальным перемещением кротоножа, берет почву с помощью трости зонда и регулирует поступление цементирующей почву жидкости в клеепровод.. --5

Z4 ф иг.4

5 4«йй« Я ф «1Г.J.т7 а фИ<.0 !

-5

« г с

"4 8

° - "2. М-с ! с

19 /7

0«в. редактор П. Ь . Никитин

Тип. „Сов. неч,, М 36305. Зак. М 219-460

Цена 40 коп, Госпданиздат

Движение кротоножа в хомуте 6 по- лу «ается от ходогого колеса 4 машины, па ступице которото помещается цилиндрическая шестерня 4а. Эта шестерня сцепляется с шестерней 11, которая вращает коническую шестерню 12 (фиг. 2), сидящую на втором конце валика шестерни 11. Коническая шестерня 13, сопряженная с шестерней 12., вращает звездочку 14; последняя при

»oìoù «öåïè Галдя передает вращение продольному валику 15, на заднем конце кого;,««ãî размещается сдвоенная коническая шестерня 16. Шестерня 16 соединена с валом скользяшей шпон- кои и рычагом включения может пере- мещаться вдоль вала для сцепления, с шестерней 17, чем обеспечивается заглубление и поднятие кротоножа, а та кже нейтральное его положение,, вследствие чего представляется воз- можным провод«нть дрены прп заездах и сверху и снизу от водоприемника, с гридапием им соответственного уклона, В случаях же, когда естественный уклон является достаточным, выключая шестерню 16 в нейтральное положение, можно сообщать дренам толь«о естественный уклон. С шестерней 16 сцепляется коническая шестерня 17, которая передает движение шестерне

19 посредством цилиндри «еской шестерни 18. На верхнем поперечном валике кроме шестер.ш 19 установлена шестерня 20, которая и сцепляется с рейкой кротоножа.

Для вертикального пермещения кротопожа 5 во время стоянки машины над канавой, когда шестерня 17 не сцеплена ни с од той из шестерен 16, служит рукоятка 24.

Предмет изобретения.

1. Кротодренажная машина, о т л и ; .:ç щ а я с я тем, что стойка ножа 5 расположена подвижно по своей длине в направляющем хомуте 6, монтированном на раме машины поворотно на горизонтальной оси 9 и удерживаемом от вращения соответствующим упором.

2. Форма выполнения машины по п. 1, отличающаяся тем, что упор, удерживающий хомут 6, выпо1нен ломающимся с целью автоматического отклонения ножа при встрече

;. препятствием в почве.