Амортизатор колебаний бурильной колонны

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 588339

Савв Соввтвких

Ооциалистичвсттих

Рвсвубаих

1 . (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.04.74 (21) 2014115/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 27.01.78 (51) М. Кл,з Е 21В 17/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 622.243.5.05 (088.8) (72) Авторы изобретения С. В. Величкович, 3. Д. Василечко, А. Б. Гринь и П. Д. Ткачук (71) Заявитель (54) АМОРТИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ БУРИЛЬНО И КОЛОННЫ

Изобретение касается бурения нефтяных и газовых скважин и относится к амортизаторам колебаний бурильной колонны.

Известен амортизатор, включающий корпус, упругий элемент и подвижные части в виде опорных дисков .(1).

Такой амортизатор имеет низкую эффективность гашения продольных колебаний бурильной колонны.

Известен также амортизатор колебаний бурильной колонны, содержащий корпус, ствол с винтовой нарезкой и втулку с фиксатором, размещенным по винтовой линии (2).

Недостатком его является низкая эффективность гашения продольных колебаний, интенсивность которых больше интенсивности крутильных колебаний, возникающих за счет затормаживания долота при его вращении.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности гашения продольных колебаний.

Указанная цель достигается тем, что фиксатор выполнен в виде подпружиненного шарика.

На чертеже изображен амортизатор бурильной колонны.

Предлагаемый амортизатор состоит из переводников 1 и 2, цилиндрического кожуха 3, внутри которого размещен, полый ствол 4, имеющий на наружной поверхности винтообразную сферического профиля канавку с большим углом подъема. На ствол надета массивная втулка 5, в которую по винтовой линии вмонтированы фиксаторы, состоящие из ша5 рика б, пружины 7 и пробки 8. По торцам втулка снабжена буферными прокладками 9 и установлена между переводниками 2 и 10 с образованием зазоров.

Устройство работает следующим образом.

10 Амортизатор колебаний бурильной колонны устанавливается над долотом или при необходимости в любом другом местс компоновки.

Колебания, возникающие при работе долота передаются по колонне к месту установки

15 амортизатора. Свободная масса втулки 5, перемещаясь за счет инерционных сил вдоль ствола 4, периодически ударяет в торцы персводников 2 и 10, способствуя тем самым затуханию колебаний идущих от долота.

В случае преобладания продольных колебаний втулка 5 совершает движения без вращения по винту, чем повышается эффективность гашения этих колебаний. При этом под25 пружиненный шарик б фиксатора сжимает пружину 7 и входит внутрь гнезда втулки 5, втулка движется без вращения по винту и наносит удары по торцам персводников 2 илп

10. Буферные прокладки 9 предохраняют тор30 цы втулки и переводников от повреждений.

588339

Винтовое сочленение втулки со стволом обеспечивает преимущественное гашение преобладающих крутильных колебаний, что, однако, не исключает гашения продольных колебаний в случаях, если интенсивность последних соизмерима с крутильным. В этом случае втулка совершает винтовое движение, а шарики фиксаторов движутся по винтовой канавке ствола.

Таким образом, в каждом конкретном случае, работа амортизатора колебаний бурильной колонны зависит от характера и интенсивности колебаний, вызываемых работой долота на забое. При этом происходит самонастройка амортизатора на тот или другой вид работы, что отличает его от известных амортизаторов.

Формула изобретения

Амортизатор колебаний бурильной колонны, содержащий, корпус, ствол с винтовой на5 резкой и втулку с фиксатором, размещенным по винтовой линии, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения продольных колебаний путем обеспечения осевого перемещения втулки без вращения

10 по винту, фиксатор выполнен в виде подпружиненного шарика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство № 301424, кл.

15 E 21B 17/06, 1967.

2. Авторское свидетельство № 382804, кл.

Е 21В 17/06, 1971.