Соединение для передачи крутящего момента и осевых усилий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

0Ц 588409 т".оюе Советски»

Соииалиотииескик

Реолублик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.04.76 (21) 2352144/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 30.01.78 (51) M. Кл.- F 160 1/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и отнрытнй (53) УДК 621.825.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Брискман и М. А. Найвельт (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО

МОМЕНТА И ОСЕВЫХ УСИЛИЙ

Изобретение относится к машиностроению.

Известно соединение для передачи крутящих моментов и осевых усилий, содержащее вал, втулку, шпонку и установочное кольцо, помещенное в кольцевую проточку вала (1).

Недостатком такого соединения является невозможность изменения осевого положения вала и втулки.

Известно также соединение, содержащее вал, охватывающую его втулку и соединительные элементы в виде конических колец, сжимаемых винтами, установленных в проточку втулки (2).

Такое соединение позволяет менять осевое положение вала и втулки, поэтому является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.

Однако недостаток этого соединения — малая нагрузочная способность в связи с тем, что передача усилий осуществляется за счет сил трения.

Отличительной особенностью изобретения является то, что втулка имеет на сопрягаемых поверхностях чередующиеся выступы и впадины и два расположенных диаметрально противоположно продольных паза, а соединительные элементы размещены в этих пазах и выполнены в виде шпонок, снабженных фиксирующим устройством, при этом ширина шпонок больше ширины цилиндрической поверхности вала.

Такое выполнение соединения позволяет изменять осевое положение вала и втулки и повышает нагрузочную способность.

На фиг. 1 показано соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 2.

Соединение для передачи крутящих моментов и осевых усилий содержит вал 1, втулку

2, соединительные элементы 3 и фиксатор 4.

Участки 5 вала и втулки входят в зацепление друг с другом при помощи выступов и впадин, причем для возможности установки втулки на вал размер t втулки больше диаметра

D выступов вала, а размер а канавок втулки больше размера б вала.

Соединение работает следующим образом.

При вращении одной из соединенных дета20 лей, например вала 1, крутящий момент передается втулке 2 через соединительные элементы 3, а осевые усилия от вала к втулке передаются через выступы и впадины участков 5.

25 Фиксатор 4 служит для предотвращения самопроизвольного выпадения соединительных элементов из канавок при вертикальном положении соединения.

Для изменения положения втулки 2 на ва30 лу 1 соединительные элементы 3 извлекают

588409

A-Д

А иг 1 г

Риг 3

pvz. -".

Подписное

Изд, № 137

Заказ 3171/9

Тираж 1154

НПО

Типографии, пр, Сапунова, 2

Из каНавок, а втуЛку поворачивают Вокруг оси до тех пор, пока участки 5 вала не выйдут из зацепления со втулкой и не расположатся в канавках втулки. После этого производят перемещение в осевом направлении одной из соединяемых деталей, например втулки 2, относительно вала 1.

Изменив взаимное положение вала и втулки, одну из соединяемых деталей, например втулку, поворачивают вокруг оси в положение, при котором канавки втулки устанавливаются против канавок вала, а участки 5 вала и втулки войдут в зацепление друг с другом, после чего в канавки устанавливают соединительные элементы 3.

Соединение обеспечивает возможность изменения положения как втулки 2 относительно вала 1, так и вала относительно втулки.

Предлагаемое соединение позволяет быстро и с малым шагом перемещения производить переналадку соединяемых деталей, в связи с чем технологические возможности механизма, в котором имеется такое соединение, значительно расширяются. Изготовление предлагаемого соединения не требует специального оборудования и высокой точности изготовления деталей, В связи с тем, что сое4 динительнь1е элементы передают только вращательные моменты, а выступы и впадины только осевые усилия значительно повышается срок службы соединения и его несущая способность.

Формула изобретения

Соединение для передачи крутящего момента и осевых усилий, содержащее вал, охватывающую его втулку и соединительные элементы, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, втулка на сопрягаемых поверхностях выполнена с чередующимися выступами и впадинами и двумя расположенными диаметрально противоположно друг другу продольными пазами, а соединительные элементы — в виде шпонок, ширина которых больше ширины ци20 линдрической поверхности вала, и размещены в этих пазах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Решетов Д. Н. «Детали машин». М., 25 «Машиностроение», 1974, с. 161.

2. Патент Англии № 1217074, кл, F 20, 1970.