Соединение для передачи крутящего момента и осевых усилий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
0Ц 588409 т".оюе Советски»
Соииалиотииескик
Реолублик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.04.76 (21) 2352144/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 30.01.78 (51) M. Кл.- F 160 1/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и отнрытнй (53) УДК 621.825.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Брискман и М. А. Найвельт (71) Заявитель (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО
МОМЕНТА И ОСЕВЫХ УСИЛИЙ
Изобретение относится к машиностроению.
Известно соединение для передачи крутящих моментов и осевых усилий, содержащее вал, втулку, шпонку и установочное кольцо, помещенное в кольцевую проточку вала (1).
Недостатком такого соединения является невозможность изменения осевого положения вала и втулки.
Известно также соединение, содержащее вал, охватывающую его втулку и соединительные элементы в виде конических колец, сжимаемых винтами, установленных в проточку втулки (2).
Такое соединение позволяет менять осевое положение вала и втулки, поэтому является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Однако недостаток этого соединения — малая нагрузочная способность в связи с тем, что передача усилий осуществляется за счет сил трения.
Отличительной особенностью изобретения является то, что втулка имеет на сопрягаемых поверхностях чередующиеся выступы и впадины и два расположенных диаметрально противоположно продольных паза, а соединительные элементы размещены в этих пазах и выполнены в виде шпонок, снабженных фиксирующим устройством, при этом ширина шпонок больше ширины цилиндрической поверхности вала.
Такое выполнение соединения позволяет изменять осевое положение вала и втулки и повышает нагрузочную способность.
На фиг. 1 показано соединение, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 2.
Соединение для передачи крутящих моментов и осевых усилий содержит вал 1, втулку
2, соединительные элементы 3 и фиксатор 4.
Участки 5 вала и втулки входят в зацепление друг с другом при помощи выступов и впадин, причем для возможности установки втулки на вал размер t втулки больше диаметра
D выступов вала, а размер а канавок втулки больше размера б вала.
Соединение работает следующим образом.
При вращении одной из соединенных дета20 лей, например вала 1, крутящий момент передается втулке 2 через соединительные элементы 3, а осевые усилия от вала к втулке передаются через выступы и впадины участков 5.
25 Фиксатор 4 служит для предотвращения самопроизвольного выпадения соединительных элементов из канавок при вертикальном положении соединения.
Для изменения положения втулки 2 на ва30 лу 1 соединительные элементы 3 извлекают
588409
A-Д
А иг 1 г
Риг 3
pvz. -".
Подписное
Изд, № 137
Заказ 3171/9
Тираж 1154
НПО
Типографии, пр, Сапунова, 2
Из каНавок, а втуЛку поворачивают Вокруг оси до тех пор, пока участки 5 вала не выйдут из зацепления со втулкой и не расположатся в канавках втулки. После этого производят перемещение в осевом направлении одной из соединяемых деталей, например втулки 2, относительно вала 1.
Изменив взаимное положение вала и втулки, одну из соединяемых деталей, например втулку, поворачивают вокруг оси в положение, при котором канавки втулки устанавливаются против канавок вала, а участки 5 вала и втулки войдут в зацепление друг с другом, после чего в канавки устанавливают соединительные элементы 3.
Соединение обеспечивает возможность изменения положения как втулки 2 относительно вала 1, так и вала относительно втулки.
Предлагаемое соединение позволяет быстро и с малым шагом перемещения производить переналадку соединяемых деталей, в связи с чем технологические возможности механизма, в котором имеется такое соединение, значительно расширяются. Изготовление предлагаемого соединения не требует специального оборудования и высокой точности изготовления деталей, В связи с тем, что сое4 динительнь1е элементы передают только вращательные моменты, а выступы и впадины только осевые усилия значительно повышается срок службы соединения и его несущая способность.
Формула изобретения
Соединение для передачи крутящего момента и осевых усилий, содержащее вал, охватывающую его втулку и соединительные элементы, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, втулка на сопрягаемых поверхностях выполнена с чередующимися выступами и впадинами и двумя расположенными диаметрально противоположно друг другу продольными пазами, а соединительные элементы — в виде шпонок, ширина которых больше ширины ци20 линдрической поверхности вала, и размещены в этих пазах.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Решетов Д. Н. «Детали машин». М., 25 «Машиностроение», 1974, с. 161.
2. Патент Англии № 1217074, кл, F 20, 1970.