Упругая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ЙСА НИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пщ 5884I2

Союз Советских

Социалистических

Рвсоублии (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.01.76 (21) 2316800/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 30.01.78 (51) М. Кл.в Г16Р 3/74

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621,82 5.7 (088.8) (72) Авторы изобретения и (71) заявители

А. В. Сидоренко и Ю. А. Сидоренко (54) УПРУГАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения двух вращающихся валов, передающих крутящий момент, например карданных валов в автомобилях, тракторах и т. д.

Известна упругая муфта с упругими элементами (1).

Муфта состоит из двух полумуфт, соединенных через пальцы винтовыми пружинами.

Оси пружин расположены тангенциально.

Пружины ставятся с предварительным натяжением и при действии крутящего момента работают через одну.

Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком ее является то, что она допускает незначительный угол закручивания одной полумуфты относительно другой, тем самым ограничивает компенсирующие возможности соединения.

С целью повышения компенсирующей способности в предлагаемой муфте одна полумуфта выполнена в виде стакана, имеющего на внутренней поверхности многозаходную резьбу с крупным шагом, а вторая полумуфта — в виде валика с аналогичной резьбой на наружной поверхности, упругий элемент расположен между внутренним дном стакана и торцом валика вдоль их оси. 2

На чертеже изображена предлагаемая муфта, продольный разрез.

Крутящий момент от ведущего вала 1 при помощи прямолинейного шлицевого соедине5 ния передается полумуфте, выполненной в виде валика 2, на втором конце которого нарезаны шлицы в виде многозаходной резьбы с крупным шагом.

Вторая полумуфта выполнена в виде ста10 кана 3, имеющего на внутренней цилиндрической поверхности аналогичную резьбу.

Между внутренним дном стакана и торцом валика 2 вложен упругий элемент 4, например пружина. На валике проточены гладкие

15 цилиндрические поверхности, которые сочленяются с соответствующими поверхностями стакана и выполняют роль центрирующих и направляющих поверхностей.

Поджимная гайка 5 с сальником и рези20 новой вставкой 6 служит для создания предварительного поджатия упругого элемента при сборке муфты, сальник создает уплотнение, препятствуя вытеканию смазки пз полости.

25 Резиновая вставка поджимной гайки служит амортизатором при изменении направления передачи крутящего момента от ведомого вала к ведущему.

Шайба 7 выполняется из антифрикционно30 го материала — текстолита и служит для

588412

Составитель В. Лазутнн

Редактор Г. Мозжечкова Техред Н. Рыбкина

Корректор 3 Тарасова

Подписное

Заказ 3171/12 Изд. № 137 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 предохранайия от задиров резиновой вставки при заворачивании поджимной гайки.

Муфта работает следующим образом.

От ведущего вала 1 через прямолинейные шлицы крутящий момент передается валику 2, который при помощи винтовых шлицев, ввинчиваясь в нарезку, выполненную в стакане, перемещается вдоль оси и сжимает упругий элемент.

По мере перемещения соединительного валика в направлении сжатия упругого элемента сила реакции упругого элемента возрастает, в результате чего пропорционально возрастает также тангенциальная составляющая на винтовых шлицах, а значит увеличивается крутящий момент, передаваемый ведомой полумуфте.

Нарастание крутящего момента происходит до тех пор, пока тангенциальная составляющая не достигнет величины, достаточной для передачи всего крутящего момента, передаваемого валику 2. После этого сжатие упругого элемента прекращается — ведущая и ведомая полумуфты начинают вращаться синхронно.

При уменьшении крутящего момента, развиваемого двигателем, соединительный валик вывинчива ется, сжатие упругого элемента уменьшается. При повторном увеличении крутящего момента соединительный валик снова ввинчивается в нарезку и увеличивает сжатие упругого элемента.

4, Подбором жесткости упругого элемента и величины шага нарезки винтовых шлицев можно обеспечить передачу разных по величине крутящих моментов и обеспечить муфте

5 различные упругие характеристики.

Например, если шаг нарезки винтовых шлицев равен 100 мм, а жесткость упругого элемента подобрана так, что передача полного рабочего крутящего момента наступает при

10 ввинчивании валика на 10 мм, угол закручивания муфты равен 10:100=0,1 оборота вала или 36 .

15 Формула изобретения

Упругая муфта, содержащая две соосные полумуфты и упругий элемент, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения ком20 .пенсационной способности, одна полумуфта выполнена в виде стакана, имеющего на внутренней поверхности многозаходную резьбу с крупным шагом, а вторая полумуфта— в виде валика с аналогичной резьбой на

25 наружной поверхности; упругий элемент расположен между внутренним дном стакана и торцом валика вдоль их оси.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

30 1. Поляков В. С,, Барбаш И. Д., Ряховский О. А. «Справочник по муфтам», Л, Машиностроение, 1974, с. 80, рис. Ш, 20.