Прибор для определения пористости дорожных покрытий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii) 588489

Союз Советских

Соыиалистнческих

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.03.76 (21) 2332154/29-33 с присоединением заявки № (51) М. Кл. 6 01N 15/08

Государственный комитет (23) П и

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 10.02.78 (53) УДК 625.85:620.1 (088.8) (72) Авторы изобретения А. А. Шестопалов, Э. И. Деникин, Н. Я. Хархута и Ю. А. Григорьев (71) Заявитель

Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОРИСТОСТИ

ДОРО)КНЫХ ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для контроля за степенью уплотнения дорожного покрытия, преимущественно из асфальтобетона, путем измерения его пористости.

Известен прибор для определения пористости дорожных покрытий, преимущественно из асфальтобетона, включающий рабочую камеру, через гибкий шланг связанную с приспособлением для создания в ней вакуума (1).

Наиболее близким к изобретению является прибор для определения пористости дорожных покрытий, преимущественно из асфальтобетона, включающий рабочую камеру, приспособление для создания вакуума в ней и уплотнительное масляное приспособление (2J.

Недостатком известных приборов является конструктивная сложность.

С целью упрощения в предлагаемом приборе рабочая камера выполнена в виде открытого цилиндра, а приспособление для создания вакуума — в виде поршня, размещенного в рабочей камере и снабженного приводом.

Кроме того, привод поршня выполнен в виде соединенного с ним при помощи трособлочной системы контргруза, состоящего из цилиндрического корпуса с диском внутри, а рабочая камера пропущена через диск корпуса и оснащена в верхней части дополнительным диском.

На чертеже изображен предлагаемый прибор.

5 В рабочей камере, выполненной в виде открытого цилиндра 1, помещено средство создания вакуума в виде поршня 2. Поршень 2 связан посредством трособлочной системы с приводом, представляющим собой контргруз

10 3, в состав которого входит цилиндрический корпус 4 в виде стакана с отверстием, снабженный рукояткой 5. В нижней части корпуса 4, коаксиально которому размещен цилиндр 1, установлен диск 6, через отверстие

15 которого пропущена с зазором 0,3 — 0,4 мм рабочая камера, в свою очередь оснащенная таким же диском 7, установленным в пределах корпуса 4 противоположно диску 6. К нижней части открытого цилиндра 1 рабочей камеры на резьбе прикреплена тороидальная емкость

8 с подвижной в осевом направлении крышкой 9, образующие в совокупности уплотнптельное масляное приспособление. На днище емкости 8 предусмотрены сквозные отверстия

10 и уплотнительные кольца 11, выполненные из упругого материала, например резины.

Крышка 9 снабжена рукояткой 12. Трособлочная система состоит по крайней мере из двух направляющих роликов 13, закрепленных на

588489

3 верхнем торце цилиндра 1 и тросиков 14, охватывающих ролики 13 и одним; концом связанных с диском 6, а другим — с поршнем 2.

Для удобства эксплуатации на емкость 8, охватывающую нижнюю часть цилиндра 1, установлены опорные площадки 15 для ног оператораа.

Прибор работает следующим образом.

На уплотненное дорожное полотно устанавливают прибор, и оператор прижимает его к покрытию, слегка наступив ногами на площадку 15. Затем, несколько наклонив его набок, оператор резким движением выводит корпус 4 за рукоятку 5 в крайнее верхнее положение, в результате чего давление воздуха в полости, образованной корпусом 4, цилиндром 1 и дисками 6 и 7 возрастает. Под действием этого давления происходит быстрое перемещение поршня 2 в крайнее нижнее положение. Следует отметить, что ввиду относительно больших зазоров между дисками 6 и 7 и цилиндром 1, и корпусом 4 соответственно, давление в полости быстро падает.

Корпус 4 в крайнем верхнем положении удерживают с помощью фиксатора. (на, чертеже не показан).

Далее оператор устанавливает прибор в вертикальное положение, максимально нагружая его своим весом, и поворотом крышки 9 за рукоятку 12 вводит в полость между уплотнительными кольцами 11 изолирующую жидкость из емкости 8 уплотняющего приспособления через отверстие 10. После того, как прибор подготовлен, оператор нажимает на фиксатор, давая возможность корпусу 4 под действием собственного веса и веса контргруза 3 двигаться вниз, перемещая за тросики

14 поршень 2 вдоль цилиндра 1. Так как цилиндр 1 герметизирован, то воздух в него может поступать только через покрытие, а точнее через его поры, размеры которых, как известно, являются показателем степени уплотнения покрытия. Чем выше степень уплотнения, тем меньше поры покрытия. При перемещении поршня 2 создается вакуум в цилиндре 1, степень которого легко рассчитывают и регулируют весом контргруза 3. Следует отметить, что создаваемый вакуум для определенного диапазона пористостей будет постоянен, но время, необходимое для девакуумирования полного объема рабочей камеры, будет различно, что определяется конкретной вели5

45 чиной пористости. Так при малой пористости покрытия рабочая камера может девакуумироваться в течение от 30 с до 1,0 — 2 мин, При большой пористости этот процесс происходит в течение нескольких секунд или долей секунды.

Следовательно, в качестве критерия оценки степени уплотнения покрытия может служить время, за которое поршень, а значит и корпус

4 пройдут мерную высоту. Для оценки степени пористости дорожного покрытия к при; бору должны быть приложены тарировочные таблицы, где указано соответствие интервала времени в секундах определенной, степени уплотнения в процентах при определенном весе контргруза, Таблиц должно быть несколько, т. е. рассчитанных на разные величины разрежения. Эта необходимость диктуется тем, что диапазон измеряемых пористостей весьма широк. Если при измерении пористости асфальтобетона следует иметь давление в рабочей камере около 0,5 атм, то при измерении пористости грунтов нужно давление не более 0,9 атм, так как при давлении в рабочей камере около 0,5 атм девакуумирование происходит практически мгновенно и получить оценку пористости временным фактором невозможно.

Формула изобретения

1. Прибор для определения пористости, дорожных покрытий, преимущественно из асфальтобетона, включающий рабочую камеру, приспособление для создания вакуума в ней и уплотнительное масляное приспособление, отличающийся тем, что, с целью упрощения его конструкции, рабочая камера выполнена в виде открытого цилиндра, а приспособление для создания вакуума — в виде поршня, размещенного в рабочей камере, и снабженного приводом.

2. Прибор по п. 1, отл ич а ющи и ся тем, что привод поршня выполнен в виде соединенного с ним при помощи трособлочной системы контргруза, состоящего из цилиндрического корпуса с диском внутри, а рабочая камера пропущена через диск корпуса и оснащена в верхней части дополнительным диском.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3172285, кл. 73 — 38, 1965.

2. Патент США № 3184957, кл, 73 — 38, 1961.

588489

« f0

Составитель А. Афонин

Редактор Е. Яковчик

Корректоры: О. Тюрина и А. Степанова

Техред А. Камышникова

Подписное

Типография, пр. Сапунова. 2

Заказ 2990/14 Изд. № 135 Тираж 1109

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5