Синхронная электрическая машина с явно выраженными полюсами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
, " : "-ОЮЗР1Д бетблнотека щ; (11) 588595
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЫ:ТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. снид-ву (22) Заявлено 09.11.72 (21) 1844414/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.01.78. Бюллетень № 2 (45) Дата опубликования описания 24.01.78 (51) М. Кл Н 02К 9/02
Н 02К 3/52
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
В. П. Глазков, В. А. Обухов, О. И. Павлухин и В. С. Суворкин
Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро тяжелого электромашиностроения при Лысьвенском турбогенераторном заводе (54) СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
С ЯВНОВЫРА7КЕННЫМИ ПОЛЮСАМИ
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к синхронным электрическим машинам с явновыраженными полюсами на роторе.
Известны системы охлаждения катушек воз буждения явнополюсных роторов синхронных электрических машин, в которых охлаждающий газ проходит в радиальном направлении по каналам, образованным наружной поверхностью катушек и внутренней повсрхностью
V-образных перегородок, размещенных между катушками смежных полюсов. Однако газ, охлаждающий катушки возбуждения и подогретый их потерями, затем используется для QTвода тепла от активной части статора, что снижает эффективность охлаждения статора и вызывает неравномерный его нагрев.
Для повышения эффективности охлаждения в предлагаемой машине одна сторона каждой из V-образных перегородок примыкает вплотную к полюсным наконечникам одного полюса, а другая — к наконечникам другого полюса, образуя закрытые аксиальные каналы между стенками перегородок и катушками.
Перегородки закреплены между наконечниками полюса и катушкой возбуждения, что позволяет упростить конструкцию машины.
Для обеспечения большего тасхода охла>кдающего газа через активную часть статора с одной стороны ротора между стенками перегородок установлена диафрагма.
На фиг. 1 показана описываемая электрическая машина, поперечный разрез; на фиг.
5 2 — то же, продольный разрез; на фиг, 3— полюс и перегородки машины.
Перегородки 1 установлены между катушками 2 возбуждения смежных полюсов 3 и
10 закреплены между наконечниками полюсов и катушками.
При работе электрической машины охлаждающий газ поступает в мсждуполюсное пространство в аксиальном направлении.
15 Первый поток газа входит в пространство, образованное наружной поверхностью перегородок и внутренней поверхностью расточкн статора 4, и далее в радиальные каналы 5, охлаждая активную часть 6 статора. Второй
20 поток газа проходит по каналу, образованному внутренней поверхностью перегородок и наружной поверхностью катушек возбу>кдения.
На выходе из ротора газ смешивается с первым потоком и охлаждает лобовую часть 7.
25 Лобовая часть 8 обмотки статора охлаждается вентилирующим действием заборников 9.
Для повышения эффективности охлаждения с одной стороны ротора между стенками перегородок может быть установлена днафраг30 ма 10.
588595
d направление
Брайена
2Составитель А, Воинов
Редактор A. Пейсоченко Техред А. Камышникова
Корректоры: Л. Брахнина и Т. Добровольская
Заказ 2912/10 Изд. № 115 Тираж 917 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Предлагаемая конструкция электрическои машины позволяет повысить электромагнитные нагрузки и уменьшить ее габариты.
Формула изобретения
1. Синхронная электрическая машина с явновыраженными полюсами, на которых размещены катушки обмотки возбуждения, отделенные друг от друга V-образными псрегород ками, образующими каналы для охлаждения статора, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, одна сторона каждой из V-образных перегородок примыкает вплотную к полюсным наконечникам одного полю. са, а другая — к наконечникам другого полю. са, образуя закрытые аксиальные каналы между стенками перегородок и катушками.
5 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, перегородки закреплены между наконечниками полюса и катушкой возбуждения.
3. Машина по п. 1, отл и ч а юща я ся тем, 10 что, с целью обеспечения большего расхода охлаждающего газа через активную часть статора, с одной стороны ротора между стенками перегородок установлена диафрагма.