Устройство для смазки звеньев тяговой цепи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (1. 589176 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02,02,76(21) 2318918/29-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 26.01.78. Бюллетень ¹3 (45) Дата опубликования описания26 0 (78 (51) М. Кл.
B 65 G 45/02
Е 02 Р 3/14
Гасударственный комитет
Соната Министров СССР па делам изобретений и открытий (53) УДК 621.867.1 (ОЬ8.8) А. Д. Пивторак, Г. А. Туривный, С. A. Орлов, В. П, Бойко и К. П. Герман (72) Авторы изобретения
Всесозный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт горнорудного машиностроения и Донецкий машиностроительный кого к мсомопа Ук аины (71) . Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ЗВЕНЬЕВ ТЯГОВОЙ
LlEHN
Изобретение относится к устройствам для смазки, а именно, к смазочным устройствам длятяговых цепей горно-транспортных машин.
Известно устройство для автоматической смазки трущихся поверхностей тяговых цепей с помощью плунжерного насоса с форсункой, в котором подача смазки осуществляется взаимодействием фиксирующей защелки со штифтом храпового колеса, приводимым в движение собачкой дополнительного рычага, связанного с приводным рычагом, контактирующим с роликом тяговой цепи (1) .
Однако в указанном устройстве отсутствует возможность регулировки частоты ср-батыва. ния смазочного устройства, т. е. дозирование подачи смазки.
Наиболее близким решением из известных является устройство для смазки черпаковой цепи экскаватора, на промежуточных звеньях которой закреплены бачки со смазкой и четыре плунжерных насоса, соединенных трубками с бачками. Основные звенья цепи имеют дополни- И тельные выступы (кулачки), которые при прохождении звеньев по ведущим и отклоняющим звездочкам нажимают на выступающие концы плунжеров насосов, подающих при этом порции смазки к поверхностям трения. Возврат плун25 жеров для засасывания смазки из бака производится пружинами сжатия, смонтированными под плунжерами B насосах. 1аким образом, плунжерный насос приводится в действие и подает смазку к трущимся поверхностям за полный цикл движения звена столько раз, сколько перегибов имеет цепь, но пе меньше двух раз (2).
Недостаток указанного устройства заключается в том, что дозирование смазки трущихся поверхностей зависит от количества перегибов цепи и не может быть меньше двух за один оборот цепи.
Целью изобретения является обеспечение дозированной смазки шарниров тяговой цепи.
Это достигается тем, что в устройстве для смазки звеньев тяговой цепи, включаю гнем установленные на каждом звене плунжерные насосы с системой распределения смазки и кулачковый механизм, последний выполнен в виде звездочки, жестко соединенной с кулачками, имеющими фиксатор и толкатели, расположены на направляющей. При этом толкатель кинематически связан с плунжсрными насосами через рычаги, шарнирно соединенные с системой распределения смазки.
589!76
Толкатель может быть снабжен роликом и расположен на одном из звеньев тяговой цепи с возможностью взаимодействия со звездочкой а фиксатор выполнен в виде подпружиненного рычага с роликом.
Такое выполнение устройства позволяет значительно сократить время на обслуживание, повысить надежность и уменьшить расход смазочных материалов.
На фиг. 1 изображено устройство, обший вид; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение по Б — Б на фиг. 2.
Устройство для смазки содержит плунжерные насосы 1 с распределительным устройством
2, смонтированном на каждом звене тяговой цепи и соединенном трубопроводами 3 с трушимися поверхностями звеньев. Бачки 4 со смазкой также установлены на каждом звене и трубопроводом 5 соединены с плунжерным насосом.
Плунжерные насосы имеют качающиеся рычаги 6, шарнирно соединенные с корпусом насоса 7 и штоком 8. Качающийся рычаг 6 имеет нижнюю рабочую поверхность, состоящую из передней 9 и хвостовой 10 частей, расположенных соответственно по движению цепи
На неподвижных направляющих цепи смонтированы кулачковый механизм, состояший из 2 корпуса 11, на осп 12 которого закреплен кулачок 13 и жестко соединенная с ним звездочка
14. Кулачок и звездочка свободно врашаются на оси !2.
На корпусе 11 шарнирно смонтирован подпружиненный рь {3I 15 с роликом-фиксатором
16. который фиксирует кулачок 13 в специальных углублениях 17. Количество углублений соответствует числу зубьев звездочки, например пять.
На одном из звеньев цепи смонтирован толкатель 18, выполненный в виде кронгцтейна с роликом, который находитея в одной плоскости со звездочкой 14.
При движении цепи по неподвижным направляюшим толкатель 18 взаимодействует со звездочкой 14, поворачивая ее и одновременно 40 кулачок 13, например, на 1/5 оборота за один проход.
Ролик 16 рычага 15 фиксирует кулачок
13,попадая в углубление 17. В одном из положений системы кулачок-звездочка ролик 16 занимает верхнее положение, при этом он расположен выше нижней кромки передней части
9 качавшихся рычагов 6 на величину h, соответствуюшуK) рабочему ходу штока 8. При прохождении плунжерного насоса над роликом 5О
16 последний отжимает качающийся рычаг б на величину h и происходит нагнетание смазки в распределитель и трубопроводы, при этом хвостовая часть 10 рычага б опускается на величину h.
При дальнейшем движении звена цепи ролик 16 отжимает хвостовую часть 10 качаюц1егося рычага б на величину h и происходит всасывание смазки из бачка 4. Смазка звеньев цепи производится до тех пор, пока звено с толкателем 18 не пройдет полный оборот по контур) цег и не перевс пег зве3дочк> 1! и кулачок 13 в другое положение. Во всех остальных положениях кулачка 13 ролик 16 занимает нижнее положение, при котором качаюшийся рычаг 6 не взаимодействует с рычагом 15.
Таким образом, при наличии, например, звездочки с пятью зубьями смазка трущихся поверхностей происходит один раз за пять проходов звена по цепному обводу.
Благодаря наличи1о в смазываюшем устройстве кулачкового механизма, обеспечиваюшего дозированную смазку с заданной периодичностью, увеличивается срок службы цепи, сокрашается время на обслуживание, в частности на смазку цепей в 15 раз, уменьшается расход смазочных материалов.
Формула изобретения
1. Устройство для смазки звеньев тяговой цепи, включающее установленные на каждом звене передвигающиеся по направляющим цепи плунжерные насосы с системой распределения смазки, и кулачковыми механизмами, отличающееся тем, что, с целью обеспечения дозировки смазки шарниров тяговой цепи, кулачковый механизм выполнен в виде звездочки, жестко соединенной с кулачком, имеюшим фиксатор, и толкателя и расположен на направляющей, при этом толкатель кинематически связан с плунжерными насосами через рычаги, шарнирно соединенные с системой распределения смазки.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что толкатель снабжен роликом, и расположен на одном из звеньев тяговой цепи с возможностью взаимодействия со звездочкой.
3. Устройство по п. 1, отлича ощееся тем, что фиксатор выполнен в виде подпружиненного рычага с роликом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
0 кл. В 65 G 45/02, 1968.
2. Патент ФРГ № 1759637, кл. 83 d 3/14, 1971.
589176
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Реда кто р Л. Н а роди ая
Заказ 328/15
Составитель Т. Лысаковская
Текред О. Луговая Корректор H. Япемирская
Тираж 1075 Подписное