Гайка-шарнир
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
О rI И С А Н И Е (»ввв вв
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.09,76 (2172404923/25-28 (51) М. Кл
Г 16 Н 25/24 с присоединением заявки №
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.01.78. Бюллетень ¹a (45) Дата опубликования описаниями 3. 03, >3 (53) УДК 621.231. .2 2 3 (088.8) (?2) Авторы изобретения
М. A„Казин, 3. М. Исаева,.H. Н. Сафронов и И. М. Самодуров (717 Заявитель (54) ГАЙКА-ШАРНИР
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах станков и механизмах приборов.
Известна гайка-шарнир, содержащая гайкодержатель и разме1ценнук в нем гайку, выполненную в виде цилиндра с резьбовым отверстием, ось которого перпендикулярна оси цилиндра.
Недостатком такой гайки-шарнира является невозможность обеспечить в случае необходимости быстрое отсоединение гайкодержателя от гайки.
Наиболес близкой к изобретению по технической су|цности и достигаемому эффекту является гайка-п1арнир, содержащая гайкодержатель и размеьценные в нем гайку и промежуточный элемент, связанный с механизмом отключения.
Недостатком этой гайки-шарнира является отсутствие предохранения винтовой пары от
BB l<л и ниваии я при сВ пс регрх эках, lTo tfpHBo- 20 дит .к поломке винтовой пары или ее разборке, приводящим к увеличеllHlo эксплуатационных расходов.
Целью изобретения является обеспечение отключения гайкодержателя от гайки при перегрузках. 25
Цель достигается благодаря тому, что гайка в предлагаемой гайке-шарнире в виде втулки с лункой на ее наружной поверхности, в промежуточном элементе выполнено отверстие, а механизм отключения размещен в этом отверстии и выполнен в виде подпружиненного перпендикулярно оси втулки фиксатора.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гайка-шарнир, общий вид с местнь м разрезом; на фиг. 2 дан разрез по А — А на фиг. l.
Гайка-шарнир содержит гайкодержатель 1. размещенные в нем гайку 2, промежуточный элемент 3, связанный с механизмом отключения при перегрузках, гайку в виде втулки 4 с лункой 5 на ее наружной поверхности.
В промежуточном элементе 3 выполнено отверстие, в котором размещен механизм отключения (фцг. 2) выполненный в виде подпружи7 ненного фиксатора 6, нагружаемого болтом 7 и перемещаемого во втулке 8.
Втулка 4 сопряжена с ходовым винтом 9 и закреплена по торцам фланцами 10.
Работает гайка-шарнир следуtol .им образом.
Подпружиненный фиксатор 6 нагружа .>т необходимым усилием путем сжатия пружины оолтом 7 для обеспечения заданного крутящего момента.
589488
1!ри возрастании крутящего момента выше допустимого (например, если исполнителш!ый механизм уперся в жесткии упор, так как нс сработали концевые выкл1очатели, или рабочая нагрузка превысила допустимую) лунка 5 втулки 4 отожмет подпружиненный фиксатор 6 (его сферический выступ или шарик), обеспечивая тем самым втулке 4 возможность совершать вращение вместе с ходовым винтом 9 относительно промежуточного элемента 3. Дальнейшее перемещение гайкодсржателя 1 прп этом прекращается.
Формула азобрс>тени» фиг. Г иг, Составитель Р. Ожина
Техреду О. Луговая Корректор И.! окснн
Тираж 1193 !!о>та и с нос
Редактор 1. Котсльский
3))каа 372/29! 1) И И!!И Гос(о(ар(твенного коми)ета Соне)() )(янис);>о(СССР н() . ((I;I () н. )о()р(I (н ин ii () i I(I)I () i!Й
i I З().Б, Здоскв;(. Ж- Б, Ра(i(l(.ая II i(). I. 1;.
к) () j)(l l. ),l. 1р()сктне)н. I
Основным преимуществом предлагаемой гайки-шарнира является возможность отключения резьбовой части гайки от нерезьбовой при перегрузках, исключающего заклипивание винтовой пары и се поломку.
Гайка-шарнир, содержащая гайкодержатель и размещенные в нем гайку и промежуточный элемент, связанный с механизмом оТключения, отлича ощаяся тем, что, с целью обеспечения отключения гайкодержателя от гай10 ки при перегрузках, гайка выполнена в ви гс втулки с лункой на ее наружной поверхпс)стп, в промежуточном элементе выполнено отверстие, а механизм отключения размещен в этом отверстии и выполнен в виде подпружиненного
15 пег)пендикулярно оси втулки фиксатора.