Прибор для определения разности межосевых расстояний пары цилиндрических зубчатых колес и осей посадочных отверстий в редукторе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

o n и с л н йг и

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 589535

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.01.76 (21)2319225/25-2 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

G 013 5/20

Государственный комитет

Соаета Министров СССР па делам ивооретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.01.78. Бюллетень № 3 (45) Дата опубликования описания 08.02.78. (53) УДК 531.717.2: . 62 1. 9. 0 8 (088. 8) (72) Авторы изобретения

К. И. Кравченко и H A Придатченко (71) Заявитель

Особое конструкторское бюро пожарных машин (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗНОСТИ МЕЖОСЕВЫХ

РАССТОЯНИЙ ПАРЫ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

И ОСЕЙ ПОСАДОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ В РЕДУКТОРЕ

Изобретение относится к средствам линейных измерений в машиностроении.

Известен прибор для контроля разности межосевых расстояний йары цилиндрических зубчатых колес, содержащий корпус с оправкой, на которой устанавливают контролируемое зубчатое колесо, каретку с оправкой, по которой устанавливают измерительный зубчатый элемент, индикатор, связанный с кареткой (1).

При помощи этого прибора можно определять только колебания межосевого расстояния.

Наиболее близким к изобретению известным техническим решением является прибор для определения разности межосевых расстояний пары цилиндрических зубчатых колес и осей посадочных отверстий, содержащий корпус-каретку, измерительный зубчатый элемент, размещенный на корпусе, индикатор, кинематически связанный с измерительным элементом, оправку для установки на ней контролируемого колеса (21.

Недостаток этого прибора заключается в том, что невозможно определить разность межосевых расстояний и другие погрешности изготовления зубчатых колес в сборе, например пары цилиндрических зубчатых колес, собранных в корпусе, плоскость разъема которого не совпадает с плоскостью, в которой находятся оси зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности измерений.

Указанная цель достигается благодаря тому, что корпус прибора согласно изобретению выполнен с параллельными базирующими плос5 костями, а измерительныи элемент — с диаметром делительной окружности, превышающим высоту корпуса на расчетную величину, равную разности межцентровых расстояний при зацеплении измерительного элемента с каждым из контролируемых колес зубчатой пары.

На фиг. 1 и 2 схематически изображен предлагаемый прибор в двух положениях относительно плоскости разъема корпуса редуктора при проведении замеров.

Прибор имеет корпус 1 с двумя параллельными базирующими плоскостями 2, 3, измерительный зубчатый элемент 4, индикатор 5, который посредством коромысла 6 и пружины 7 кинематически связан с зубчатым элементом 4.

Зубчатый элемент 4 имеет фиксатор 8 его положения.

Модуль измерительного элемента 4 равен

- модулю контролируемого зубчатого колеса, а диаметр делительной окружности этого элемента превышает высоту--корпуса на расчетную

25 величину, равную разности межцентровых расстояний при зацеплении измерительного эле589535

Формула изобретения

Составитель Л. Кениг

Техред О. Луговая Корректор Д. Мельниченко

ТиражЯЯ Подписное

Редактор Г. Котельский

Заказ 383/31

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьггий

1 13035, Москва, Ж35. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Г!роектная, 4 мента с каждым из контролируемых колес зубчатой пары.

Измерение при помощи описываемого прибора производят следующим образом.

Прибор устанавливают баэирующей плоскостью 2 на плоскость разъема той части корпуса редуктора, в которой «утоплено» контролируемое зубчатое колесо. Зубчатый элемент 4 радиально поджимается к контролируемому колесу так, что они входят в зацепление без бокового зазора, т. е, соприкасаются одновременно как по левым, так и по правым профилям зубьев.

Положение зубчатого элемента 4 фиксируют с помощью фиксатора 8 и стрелку индикатора

5 устанавливают на нуль, после чего зубчатый элемент 4 освобождают от фиксатора 8.

Затем прибор устанавливают базирующей плоскостью 3 на плоскость разъема второй части корпуса редуктора и вводят зубчатый элемент в беззазорное зацепление с контролируемым зубчатым колесом. При этом стрелка индикатора 5 отклоняется. Показание индикатора 5 представляет собой величину отклонения межцентрового расстояния контролируемого зубчатого зацепления от расчетного и равно толщине прокладки между разъемными частями редуктора, необходимой для компенсации этого отклонения.

Описанный прибор упрошает процесс контроля, сокращает время сборки изделия, так как не требует посадки колес на оправку. Определение непосредственно при измерениях толщины прокладки позволяет компенсировать неточности сборки изделия и погрешности изготовления не только зубчатых колес, но и других конструктивных элементов, влияющих на работу зубчатого зацепления, 5

Прибор для определения разности межосевых расстояний пары цилиндрических зубчатых колес и осей посадочных отверстий в редукторе, плоскость разъема которого не совпадает с плоскостью расположения этих осей, содержащий корпус, установленный в нем измерительный зубчатый элемент и индикатор, кинематически связанный с измерительным зубчатым

15 элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений корпус прибора выполнен с параллельными базируюгцими плоскостями, а измерительный элемент имеет диаметр делительной окружности, превышающий высоту корпуса на расчетную величину, равную разности межцентровых расстояний при зацеплении измерительного элемента с каждым из контролируемых колес зубчатой пары.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 271826, кл. G 01 В 5/20, 1969.

2. Тайц Б. A. Точность и контроль зубчатых колес М., «Машиностроение», 1972, с. 262—

263, фиг. 139.