Спеченный фрикционный материал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О п К C А Н И Е !111590354

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Со1оз Советских

Соцналистннеских

Реслублнк (61) Дополнительное к авт. сш!д-ву (22) 3 а я в л е» о 02.09.76 (21) 2397978, 02 с присоединением заявки . и (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень ¹ 4 (45) Дата опубликов IIIIIsI оппсаliilsI 07.02.78 (5!) М. Кл з С 22С 9/12

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло лелам изобретений н открытий (53) УДК 669.35 5 11 4 784:621.762 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. М. Лаврухин (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) СПЕЧЕННЬ!Й ФРИКЦИОННЬ1й МАТЕРИАЛ

1!зобрстснис относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным фрикционным материалам, используемым в узлах и механизма.; треки!я машин, прпооров и станков.

Напоолее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является материал на основе меди, имеющий следующий состав, всс. %:

Олово 6 — 12

Свинец 5 — 14

Графит 2 — 7

Тальк 1 — 10

Обожженный вермпкулит 1,5 — 15,0 железо 0,5 — 7,0

Медь Остальное (1)

Однако такой материал имеет низкую теплоустойчивость в условиях длительного нагруженпя на повышенных скоростях скольжения.

При стендовых испытаниях с нагрузкой

20 кг/см, скоростью 2950 об/мин и длительностью 0,5 — 0,7 с он показывает на поверхности трения 230"С. FIo скорость 2950 об/мин является недостаточной для высокоскоростных узлов трения. Кроме того, при длительном времени скольжения Ia =той скорости трение переходит из состояния жидкостного в состоянис полусухое. Масло, смазывающее трущиеся поверхности, быстро нагревается, теряет свою вязкость и происходит разрыв масляной пленки с последу1ощпм перегревом и короблением пары трения. Такая скорость является критической. Та-! .и.;i 00j33304I, критическая скорость перехода пз состояния жидкостного трения в полусухое у известного материала является низкой.

Целью изобретения является повышение

iåïëîóñò0é÷èâ0ñòII в условиях длительного нагруженпя на повышенных скоростях скольжения и повышение критической скорости пере1О хода II3 состояния жидкостного трения В полусухое.

С этой целью предложен спеченный фрикционный материал, который отличается от известного тем, что он дополнительно содержит цинк прп следующем соотношении компонентоз, вес. %:

Цинк 7 — 15 железо 0,1 — 7,0

Свинец 0,5 — 12,0

2р Графит 1 — 10

Вермикулит 1,5 — 20,0

Медь Остальное.

Способ изготовления предложенного спеченного фрпкцпонного материала заключается в

, IÑДУЮЩЕМ.

II; îä iûå порошки перемешивают в течение

5--6 ч, а затем прессуют прп давлении 2,6—

2,8 т/см . Спекание производят в атмосфере дпссоципрованного аммиака при 720+-10 С в

30 тсчс1пс 2 — 3 ч под давлением 8 — 10 кг/смз.

Р) 035-", Таба);ца 1

Со. ср:I

<ритияеская скорость, об/)I II »

Ооразсц, J¹. )1ея ь

)!<с)сзо Гв;)исц

1 J)

Бе;)ГЯIIк)::иT! 1:)ик

О ст!)Ль нос

1,5

7,0!

4 100

-1200

1

0,5

9,0

1,0

0,1

6,0 !

2,0

20,0

15 испытаний пред;!агаемого и известного матеP»2Ë0»B ТСПЛОУCTQ» f»i30CTH ПО \ 1<232ННОЙ! ВЫ10 i»c методик:с при нагрузке 20 кг/см пр»ведсны з табл. 2 (допустнма5) температура 300 С).

Т II о,ч Ii ii, 2 1.)ите-ьность скояьжсния, с (Те))пер;) ) ) pa па иовсркност:I трения, С

Гкорость вра)це иия, об, )IIIII

Образец, М

260 30

215 !

62

117

206

4,8

1,7

1,0

295О

4400 >

4 (известнгяй) Величина длптельности скольжения»p< . 10жсннОГО материала»p» нагр) зкс 20 «Г/см- до

1 c »ej)BT, ph! Hacрева»01!cркности Tj)c)IH51 1>

220 C составляет 62 с, а извеc)ного около

1 с, 110 указыВ2 T Ha С3 щсстВсннос »013ыцlсннс тсплоустойчивости предложенного матсj)»3;I3. 1,ромс ТОГО, ОлаГОд2ря Высоl<ОЙ тсп I)0устойчивости предложенный материал спосо- 20 оен устои шво работать пр» более высоки ., ЧСМ ИЗВЕСТНЫЙ, CI

Высокис пок232телн тсплоустойчli)30cT»» 255

I.P»T» ICCI B!33P»li, 30

Вызываемые перегревом деталей трения при работе на повышен!)ык скоростя.; сколь)ке»ия.

Предложенный фрикционный материа I подвергается стендовым испытаниям на нз40cocT0)Ji»2. Матер»a,f )I lсст»3)10c

0,096---0,120 мк:!а 1000 торможений при скорости вращения 900 об/м)п), давлс!шн 27

Из>!. ¹ 172 Тираж 778

По,аиисиос

Зава 3267/3

11ПО

Тииог,l;I(, Ii;I, Iil). CiiIIVIIIIIIII, 2

В про»ессс с!!Скан»я;!атсрпала содсржа)lL»1!c51 В J) C:: ВСРм»к) 1» Ол 21 Ода Р51 13ыс01<ОЙ тск!псрат) рс с» скан и51 0OC3:! oiK»J! Bcтся,;; рс:) льтате )его q.л) if»aio J csi IPP»KJL»0»!II )e c»OÉстВ2 м2тср пал а, 3 вс)) м»1<у, !li 1 посгlс это! 0 5113л51ется ОбсзВО>кснны I.

Испытан»51»P» )f<)f)KocT»031 ТРО»»» ОО;)23Величины критически.; скоростей предложенного материала I)bIL»c известного. )Ля нс»LlT2Jl)iEl H 2 ТС» ЯO) C 10»HI»30CTb Вь)бран о бр 2зец ¹ 2, как показавший»a»uoëüøóþ крити(-1400 0 б) )f! !!I) . Pcз;;! ьта) hl

:)Ов ))j)»K)L»o)) l)hl);;iискОВ, »зготовлснных из

:!РЕ,ДГ)ОЖСН:-IОГО ))BTCP»BЛ2,;IРОВОДЯТСЯ ПО »33< .ст)IО I ъ!< TО, нкс, liозВОЛЯIО»!сЙ»))ит J!j)ОВ31ь реальные услоз»я раОоть!.

) c3у .. 11 13 I ы )!сi!ыTан»)1 1! j) pд:)оже.:!ноl О ма с— р» а 13 на кри Гпчсскуlо c)

30 к) /cM i!pe ч)сни TO)) xfoi)oт! .

J3 трансмисс»он:!ом масле А и температуре масла 80"С, а коэффиниснт трения 0,123 — 0,125

J1pl! С)<орОсгн !3ра)»ения 70) ОО, м»н»,(авлснии

)0 1-.,, 2

Спеченный фрикционпый материал, содержа)цн» )мсдь, жслсзо, свипе», Графит и Вермик3,, 1» !, О т л и ч а 10»L и и с я Te)l, что, с цель)О повышен »51 тен. 10 с 1ОЙч»Вост» В услОВиях длитсль»ого нагр,жения на повышеннык скорос f5!x скот» i»clil)51 н новы»1 ения критической скорости псрскода из состояния жидкостного трения i! »олусукое, о» дополнительно содер:кнт ll»i)K пр» слсдмlон!ем cooT»o»ICHH» компоНСIJÒ013, ВСС. )0 .

Цинк 7 — 15 железо 0,1 — 7,0

Свинец 0,5 — 12,0

Графит 1 — 10

Верм:пулнт 1,5 — 20,0

Медь Остальное

Источники )шформации, ;)р»»ятыс 30 зн»мание при экспертизе

1,))торскос с- )ясг! чьство СССР М 358558, 1<л. С 22С 9/ )2, )970.