Спеченный фрикционный материал
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О п К C А Н И Е !111590354
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Со1оз Советских
Соцналистннеских
Реслублнк (61) Дополнительное к авт. сш!д-ву (22) 3 а я в л е» о 02.09.76 (21) 2397978, 02 с присоединением заявки . и (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень ¹ 4 (45) Дата опубликов IIIIIsI оппсаliilsI 07.02.78 (5!) М. Кл з С 22С 9/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло лелам изобретений н открытий (53) УДК 669.35 5 11 4 784:621.762 (088.8) (72) Автор изобретения
Г. М. Лаврухин (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) СПЕЧЕННЬ!Й ФРИКЦИОННЬ1й МАТЕРИАЛ
1!зобрстснис относится к области порошковой металлургии, в частности к спеченным фрикционным материалам, используемым в узлах и механизма.; треки!я машин, прпооров и станков.
Напоолее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является материал на основе меди, имеющий следующий состав, всс. %:
Олово 6 — 12
Свинец 5 — 14
Графит 2 — 7
Тальк 1 — 10
Обожженный вермпкулит 1,5 — 15,0 железо 0,5 — 7,0
Медь Остальное (1)
Однако такой материал имеет низкую теплоустойчивость в условиях длительного нагруженпя на повышенных скоростях скольжения.
При стендовых испытаниях с нагрузкой
20 кг/см, скоростью 2950 об/мин и длительностью 0,5 — 0,7 с он показывает на поверхности трения 230"С. FIo скорость 2950 об/мин является недостаточной для высокоскоростных узлов трения. Кроме того, при длительном времени скольжения Ia =той скорости трение переходит из состояния жидкостного в состоянис полусухое. Масло, смазывающее трущиеся поверхности, быстро нагревается, теряет свою вязкость и происходит разрыв масляной пленки с последу1ощпм перегревом и короблением пары трения. Такая скорость является критической. Та-! .и.;i 00j33304I, критическая скорость перехода пз состояния жидкостного трения в полусухое у известного материала является низкой.
Целью изобретения является повышение
iåïëîóñò0é÷èâ0ñòII в условиях длительного нагруженпя на повышенных скоростях скольжения и повышение критической скорости пере1О хода II3 состояния жидкостного трения В полусухое.
С этой целью предложен спеченный фрикционный материал, который отличается от известного тем, что он дополнительно содержит цинк прп следующем соотношении компонентоз, вес. %:
Цинк 7 — 15 железо 0,1 — 7,0
Свинец 0,5 — 12,0
2р Графит 1 — 10
Вермикулит 1,5 — 20,0
Медь Остальное.
Способ изготовления предложенного спеченного фрпкцпонного материала заключается в
, IÑДУЮЩЕМ.
II; îä iûå порошки перемешивают в течение
5--6 ч, а затем прессуют прп давлении 2,6—
2,8 т/см . Спекание производят в атмосфере дпссоципрованного аммиака при 720+-10 С в
30 тсчс1пс 2 — 3 ч под давлением 8 — 10 кг/смз.
Р) 035-", Таба);ца 1
Со. ср:I
<ритияеская скорость, об/)I II »
Ооразсц, J¹. )1ея ь
)!<с)сзо Гв;)исц
1 J)
Бе;)ГЯIIк)::иT! 1:)ик
О ст!)Ль нос
1,5
7,0!
4 100
-1200
1
0,5
9,0
1,0
0,1
6,0 !
2,0
20,0
15 испытаний пред;!агаемого и известного матеP»2Ë0»B ТСПЛОУCTQ» f»i30CTH ПО \ 1<232ННОЙ! ВЫ10 i»c методик:с при нагрузке 20 кг/см пр»ведсны з табл. 2 (допустнма5) температура 300 С).
Т II о,ч Ii ii, 2 1.)ите-ьность скояьжсния, с (Те))пер;) ) ) pa па иовсркност:I трения, С
Гкорость вра)це иия, об, )IIIII
Образец, М
260 30
215 !
62
117
206
4,8
1,7
1,0
295О
4400 >
4 (известнгяй) Величина длптельности скольжения»p< . 10жсннОГО материала»p» нагр) зкс 20 «Г/см- до
1 c »ej)BT, ph! Hacрева»01!cркности Tj)c)IH51 1>
220 C составляет 62 с, а извеc)ного около
1 с, 110 указыВ2 T Ha С3 щсстВсннос »013ыцlсннс тсплоустойчивости предложенного матсj)»3;I3. 1,ромс ТОГО, ОлаГОд2ря Высоl<ОЙ тсп I)0устойчивости предложенный материал спосо- 20 оен устои шво работать пр» более высоки ., ЧСМ ИЗВЕСТНЫЙ, CI
Высокис пок232телн тсплоустойчli)30cT»» 255
I.P»T» ICCI B!33P»li, 30
Вызываемые перегревом деталей трения при работе на повышен!)ык скоростя.; сколь)ке»ия.
Предложенный фрикционный материа I подвергается стендовым испытаниям на нз40cocT0)Ji»2. Матер»a,f )I lсст»3)10c
0,096---0,120 мк:!а 1000 торможений при скорости вращения 900 об/м)п), давлс!шн 27
Из>!. ¹ 172 Тираж 778
По,аиисиос
Зава 3267/3
11ПО
Тииог,l;I(, Ii;I, Iil). CiiIIVIIIIIIII, 2
В про»ессс с!!Скан»я;!атсрпала содсржа)lL»1!c51 В J) C:: ВСРм»к) 1» Ол 21 Ода Р51 13ыс01<ОЙ тск!псрат) рс с» скан и51 0OC3:! oiK»J! Bcтся,;; рс:) льтате )его q.л) if»aio J csi IPP»KJL»0»!II )e c»OÉстВ2 м2тср пал а, 3 вс)) м»1<у, !li 1 посгlс это! 0 5113л51ется ОбсзВО>кснны I.
Испытан»51»P» )f<)f)KocT»031 ТРО»»» ОО;)23Величины критически.; скоростей предложенного материала I)bIL»c известного. )Ля нс»LlT2Jl)iEl H 2 ТС» ЯO) C 10»HI»30CTb Вь)бран о бр 2зец ¹ 2, как показавший»a»uoëüøóþ крити(-1400 0 б) )f! !!I) . Pcз;;! ьта) hl
:)Ов ))j)»K)L»o)) l)hl);;iискОВ, »зготовлснных из
:!РЕ,ДГ)ОЖСН:-IОГО ))BTCP»BЛ2,;IРОВОДЯТСЯ ПО »33< .ст)IО I ъ!< TО, нкс, liозВОЛЯIО»!сЙ»))ит J!j)ОВ31ь реальные услоз»я раОоть!.
) c3у .. 11 13 I ы )!сi!ыTан»)1 1! j) pд:)оже.:!ноl О ма с— р» а 13 на кри Гпчсскуlо c)
30 к) /cM i!pe ч)сни TO)) xfoi)oт! .
J3 трансмисс»он:!ом масле А и температуре масла 80"С, а коэффиниснт трения 0,123 — 0,125
J1pl! С)<орОсгн !3ра)»ения 70) ОО, м»н»,(авлснии
)0 1-.,, 2
Спеченный фрикционпый материал, содержа)цн» )мсдь, жслсзо, свипе», Графит и Вермик3,, 1» !, О т л и ч а 10»L и и с я Te)l, что, с цель)О повышен »51 тен. 10 с 1ОЙч»Вост» В услОВиях длитсль»ого нагр,жения на повышеннык скорос f5!x скот» i»clil)51 н новы»1 ения критической скорости псрскода из состояния жидкостного трения i! »олусукое, о» дополнительно содер:кнт ll»i)K пр» слсдмlон!ем cooT»o»ICHH» компоНСIJÒ013, ВСС. )0 .
Цинк 7 — 15 железо 0,1 — 7,0
Свинец 0,5 — 12,0
Графит 1 — 10
Верм:пулнт 1,5 — 20,0
Медь Остальное
Источники )шформации, ;)р»»ятыс 30 зн»мание при экспертизе
1,))торскос с- )ясг! чьство СССР М 358558, 1<л. С 22С 9/ )2, )970.