Зубчато-цевочный механизм с остановками

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 590538

О П

Сова Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕЫ ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.10.72 (21) 1834628/25-28 с присоединением заявки № (51) М. Кл.2 F 16Н 27/06 (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опу.бликования описания 06.03.78 (53) УДК 621.833.6 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Л. К. Самойленко (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТО-ЦЕВОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ С ОСТАНОВКАМИ

ГосУдаРственный комитет (23) 11р и ор птет

Совета Министров СССР

Изобретение касается механизмов с прерывистым движением ведомого звена, а именно зубчато-цевочных механизмов с остановками вращения ведомого звена.

Известен механизм с остановками, содержащий планетарную передачу, на сателлите которой установлен эксцентрично палец, взаимодействующий с пазом ведомого звена (1).

Недостатком его являются большие габариты и невозможность получения остановки ведомого звена большой продолжительности.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является зубчато-цевочный механизм с остановками, содержащий корпус, ведущий вал, ведомое звено, планетарный механизм, включающий водило, соединенное с ведущим валом, сателлит, имеющий цевку, и неподвижное центральное колесо (2).

Однако это устройство также имеет большие габариты из-за несоосности ведущего и ведомого звеньев. Кроме того, невозможно увеличить продолжительность остановок.

Целью изобретения является увеличение времени остановок.

Для этого в предлагаемом зубчато-цевочном механизме с остановками ведомое звено выполнено в виде соосного с водилом колеса, имеющего равномерно расположенные по окружности отверстия и взаимодействующий с цевкой радиальный паз, механизм снабжен фиксирующим устройством, включающим штифт, толкатель и два зацепляющихся зубчатых колеса, одно из которых закреплено на ведущем валу, а ось другого неподвижна, на боковой поверхности последнего колеса выполнен замкнутый фигурный паз, в котором подвижно установлен толкатель, приводящий в возвратно-поступательное движение штифт, входящий в одно из отверстий на колесе в периоды его остановок.

На фиг. 1 схематично пзобрахксн предлагаемый механизм; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.

Механизм содержит корпус 1, ведущий вал

2, ведомое звено 3, планетарный механизм, включающий водило 4, соединенное с ведущим валом 2, сателлит 5 с цевкой 6, неподвижное центральное колесо 7. На ведомом звене 3 расположен радиальный паз 8, взаимодействующий с цевкой 6, и выполнены равномерно расположенные по окружности ведомого звена 3 отверстия 9. Фиксирующее устройство содержит штифт 10, толкатсль 11 и два зацепляющиеся зубчатые колеса 12 и 13, зубчатое колесо 12 закреплено на ведущем валу 2, а ось зубчатого колеса 13 закреглена на корпусе. На боковой поверхности колеса 13 выполнен замкнутый фигурный паз 14, в котором подвижно установлен толкатсль 11, приводящий в возвратно-поступательное движение штифт 10, входящий в одно из отверстий 9 в периоды остановки ведомого звена 3.

Механизм работает следующим образом.

При равномерном вращении ведущего вала 2 и водила 4 сателлит 5 обкатывает неподвижное центральное колесо 7, цевка 6 при этом описывает траекторию — удлиненную эпициклоиду 15, показанную на фиг. 2. При 10 совпадении центра цевки 6, например, с точкой а траектории ведомое звено 3 расфиксируется штифтом 10 под воздействием толкателя 11. При дальнейшем движении цевки 6 на участке траектории abc ведомое звено 3 15 поворачивается на определенный угол, в данном случае 22 30, в общем случае зависящий от величины эксцентриситета цевки относительон оси сателлита. В момент совпадения центра цевки 6 с точкой с эпициклоиды 20

15 штифт 10 под воздействием толкателя 11 входит в одно из отверстий 9 и тем самым фиксирует ведомое звено 3 от проворота в течение всего времени, пока цевка 6, выйдя из радиального паза 8, не придет в точку d. Далее процесс повторяется. Соотношение между временем движения и временем остановки ведомого звена 3, а также число остановок зависит от выбора соответствующих кпнематических параметров механизма. 30

В предлагаемом механизме для движения ведомого звена используются только части двух соседних малых ветвей траектории движения центра цевки. При движении центра цевки по остальным ветвям траектории ведомое звено находится в покое, что позволяет

4 получить малый коэффициент времени рабо-. ты мехаиизма и увеличить его производительность, Формула изобретения

Зубчато-цевочный механизм с остановками, содержащий корпус, ведущий вал, ведомое звено, планетарный механизм, включающий водило, соединенное с ведущим валом, сателлит, имеющий цевку, и неподвижное центральное колесо, отличающийся тем, что, с целью увеличения времени остановок, ведомое звено выполнено в виде соосного с водилом колеса, имеющего равномерно расположенные по окружности отверстия и взаимодействующий с цевкой радиальный паз, механизм снабжен фиксирующим устройством, включающим штифт, толкатель и два зацепляющихся зубчатых колеса, одно из которых закреплено на ведущем валу, а ось другого неподвижна, на боковой поверхности последнего выполнен замкнутый фигурный паз, в котором подвижно установлен толкатель, приводящий в возвратно-поступательное движение штифт, входящий в одно из отверстий на колесе в периоды его остановок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Артоболевский И. И. Механизмы. М.-Л., изд-во АН СССР, 1951, т. III, с. 413, фиг. 2349.

2. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. М., «Наука», 1973, т. Ш, с. 230. у

Фиг. 2

Составитель О. Косарев

Техред А. Камышникова

Корректор Л. Орлова

Редактор О. Юркова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 117/19 Изд. № 178 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5