Способ изготовления направляющей вращения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii! 590582
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25,09.72 (21) 1830796/25-28 (51) М. Кл. G 01В 5/08 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 10.02.78 (53) УДК 531.717.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
P. С, Лыкова и С.-.С. Соколов-Бородкин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ВРАЩЕНИЯ
Изобретение относится к области приборостроения и касается опор с малым моментом поворота.
Известны опоры, в которых элементы опор всегда контактируют в одной точке, так как поддерживающий элемент выполнен прямолинейным, в виде ножа, а опирающий элемент — в виде цилиндрической цапфы (1), Однако обычные отклонения формы элементов этих опор не могут сделать кривизну пер ного элемента больше, чем кривизна второго.
Известны способы изготовления направляющих вращения, включающих цапфу и подшипник, по которым данные элементы обрабатывают до размеров, обеспечивающих их требуемос функциональное взаимодействие, на пример должное центрирование (2).
Однако при встречающихся на практике параметрах некруглости элементов возможен случай, когда цапфа с подшипником контактирусют в двух точках вследствие того, что кривизна контактного участка цапфы больше кривизны контактного участка подшипника.
В этом случае при их сколь угодно малом относителыном повороте возникает дополнительный момент сопротивления этому повороту .
Целью изобретения является уменьшение момента пе рекатывания при наличии погрешностей формы элементов.
Для этого по предлагаемому способу кривизна любого участка профиля цапфы боль5 ше кривизны любого участка профиля подшипника.
На чертеже представлена условная схема контактирова ния цапфы с подшипником в об10 щем случае, когда указанное соотношение не выполнено.
Находящаяся в,подшипнике 1 цапфа 2 при повороте в положение 3 касается его в двух точках, и дальнейший по ворот приводит к
15 скачкообразному увеличению момента сопротивления за,счет «перс валиваппя» с точки на точку.
Зазор направляющей в ращения определяется .выражением
20 где Л вЂ” зазор; о — — а.мплитуда и-й (основпой) гармоники
25 профиля подшипника, . — амплитуда Й-й (основной) гармоники профиля цапфы.
При этом цапфа с подшипником конта ктнрует лишь в одной точке, прп малых поворо30 тах (до начала проскальзывания) имеет ме590582
Составитель В. Чудов
Гекред Н. Рыбкина
Корректор H. Федорова
Редактор О. Юркова заказ 3252/12 Изд. Хо 187 Тираж 907 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 сто чистое качение без «перевалива1ния» с точки на точку и без паразитного момента.
Формула изобретения
Способ изготовления направляющей вращения, включающий цапфу" и подшипник скольжения, по которому данные элементы обрабатывают до размеров, обеспечивающих их требуемое фу.нкциональное .взаимодействие, отличающий:ся тем, что, с целью уменьшения момента .перекатывания,при наличии погрешностей формы элементов, их изготовляют таким образом, что кривизна любого участка профиля цапфы больше кривизны любого участка профиля подшипника.
Источники информации, 5 принятые ео внимание при экспертизе 1. Меницкий И. Д. и др. Универсально-заточные станки М., «Машиностроение», 1968, с. 55 58,,рис. 368. 2. Хандельсман Ю. М,, Фукс Г. И. Пути
10 снижения момента трения ми1ниатюрных подшипников скольжения. В сб.: Теория трения и износ, М., «На ука», 1965, с. 228.