Способ контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

опНСАННЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ш1 590584

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.01.74 (21) 1995971/25-28 с присоединением заявки Ке (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень Хо 4 (45) Дата опубликования описания 20.02.78 (51) М. Кл.2 G 01В 5/20

Госуаарствеииый комитет

Соил а Микис ров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 531.717.2:621 .833 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. Э. Тернюк, А. А. Хлус, Е. П. Тарасюк и В. В. Дудин (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к измерительной технике и касается измерения тангенциальных составляющих кинематической погрешности зубчатых колес.

Известен способ контроля тангенциальных составляющих кинематической погрешности зубчатых колес с использованием нормалемеров или других приборов дискретного действия, заключающийся в последовательном контроле длины общей нормали зубчатого колеса или погрешности обката на различных группах зубьев и оценке погрешности по результатам выявленных отклонений фактической измеряемой величины от ее номинального значения (1).

Однако такой, способ имеет низкую производительность и точность измерений.

Наиболее близким к изобретению является способ контроля зубчатых колес с использованием двух измерительных зубчатых колес, преобразователей движения этих колес в электрические сигналы и связанного с этими преобразователями через электронный блок регистрирующего элемента, заключающийся в том, что измерительные колеса вводят в однопрофильное зацепление с контролируемым колесом при угле между межосевыми линиями передач, образованных измерительными колесами с контролируемым, равном этому углу в эксплуатации, и регистрируют рассогласование движения между измерительными колесами, по которому судят о комплексной, однопрофильной погрешности контролируемого колеса (2).

Такой способ обладает повышенной производительностью и точностью измерений по сравнению с вышеописанным, однако он не позволяет выявить тангенциальные составляющие кинематической погрешности зубчатых

10 колес, так как не позволяет автоматически исключить из общей кинематической погрешности ее радиальную составляющую.

Однако тангенциальные составляющие кинематической погрешности (колебание длины

15 общей нормали и погрешность обката) отдельно (независимо от кинематической погрешности) нормируются ГОСТ 1643 — 72, Определение этих погрешностей часто необходимо при оценке технологической точности зу20 бообрабатывающих станков по результатам контроля обрабатываемых изделий, при контроле хода технологического процесса и в других случаях.

Цель изобретения — обеспечение контроля

25 тангенциальных составляющих кинематической погрешности.

Для этого по предлагаемому способу измерительные колеса располагают так, что угол между линиями, лежащими в плоскости изме30 рения и соединяющими оси измерительных

590584 колес с осью контролируемого колеса, равен удвоенному углу их зацепления.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема прибора для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 — схема измерения; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 2.

На корпусе 1 прибора устанавливаются направляющие 2 и, 3, которые прикрепляются к корпусу, например, при помощи шарнирного соединения 4 для обеспечения требуемого угла между межосевыми линиями передач, образуемых измерительными колесами с контролируемым колесом. Направляющие фиксируются в необходимом положении винтом 5, входящим в кольцевой паз 6.

На направляющих установлены каретки 7 и 8 с закрепленными на них измерительными колесами — винтовыми или прямозубыми.

Измерительные колеса крепятся к каретке так, что могут вращаться вокруг своих осей и поворачиваться на необходимый угол скрещивания у (см. фиг. 3) для обеспечения правильного зацепления, Соосно с винтовыми колесами 9 и 10 укреплены преобразователи 11 и 12 движения этих колес в электрические сигналы. Преобразователь 11 движения соединен с валом колеса 10 через муфту 13 для обеспечения правильной начальной настройки прибора. Вал колеса 10 соединен с приводом 14.

Способ осуществляется следующим образом.

Установив номинальные межосевые расстояния измерительных колес с контролируемым, измерительные колеса вводят в однопрофильное зацепление с контролируемым колесом так, что угол между линиями передач, лежащими в плоскости измерения и соединяющими оси измерительных колес с контролируемым, равен удвоенному углу их зацепления, приводят во вращение одно из измерительных колес.

Имеющиеся в реальном колесе погрешности приведут к рассогласованию движения между измерительными колесами

М. = (в+ Fv)

"» где Лср» — угол рассогласования движения измерительных колес;

ЛРя, AF» приращения правой и левой линий зацепления контролируемого колеса; — радиус ocHQBHQH QKp) жности измерительного колеса.

Угол рассогласования движения измерительных колес при этом пропорционален тангенциальным составляющим кинематической погрешности зубчатого колеса, Предлагаемый способ позволяет повысить производительность контроля по сравнению с дискретным способом измерения тангенциальных погрешностей и обеспечить возможность контроля тангенциальных погрешностей по сравнению с прототипом.

Формула изобретения

Способ контроля зубчатых колес с использованием двух измерительных зубчатых «олес, преобразователей движения этих колес в электрические сигналы и связанного с этими преобразователями через электронный блок регистрирующего элемента, заключающийся в том, что измерительные колеса вводят в однопрофильное зацепление с контролируемым

З0 колесом и регистрируют рассогласование движения между измерительными колесами, по которому судят о погрешностях контролируемого колеса, отличающийся тем, что, с целью контроля тангенциальных составляюЗ5 щих кинематической погрешности, измерительные колеса располагают так, что угол между линиями, ле кащими в плоскости измерения и соединяющими оси измерительных колес с осью контролируемого колеса, равен

40 удвоенному углу их зацепления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1, Тайц Б. А, Точность и контроль зубчатых колес. 1972, с, 275 — 283.

2. Авторское свидетельство СССР № 462975, кл. G 01В 5/20, 1972.

590584

Риг. 2

Pue,,у

Составитель Л. Кениг

Техред Н. Рыбкина

Корректор Л. Денискина

Редактор О. Юркова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3182/3 Изд. № 159 Тираж 907

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5