Приспособление для устранения зазора между зубьями колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

гд " г 1 -= . !"=

Г с

ОrIИСАНИЕ;;„, Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14,05,7 6 (21)2361988/25-27 (51) М. Кл.

Р 16 Н 55/24 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Мнннстроа СССР . по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 05,02.78. Бюллетень № 5 (45) Дата опубликования описания lб ОЕ78 (53) УДК 621.825,5 (088.8) (72) Авторы изобретения

У. Г. Говберг и Л. Л. Золотарев (71) Заявитель (54) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ЗАЗОРА

МЕЖДУ ЗУБЬЯМИ КОЛЕС

Изобретение относится к общему машиностроению, преимушественно к устройствам автоматизированных приводов подач станков.

Известно резьбовое устройство для создания между соединяемыми деталями углового натяга (1). В этом устройстве два соосно расположенных косозубых зубчатых колеса соединены между собой с возможностью осевого перемещения без проворота при помоши резьбовых элементов. За счет этого перемещения между зубьями этих двух и третьего, соединенного с ними колеса, создается угловой натяг, необходимый для обеспечения достаточной жесткости в передаче. Фиксация отрегулированного положения зубчатых ко,:.: осуществляется также при помоши резьбовых элементов.

Таким образом, это устройство обеспечивает только переменный натяг, величина которого изменяется в процессе работы в зависимости от погрешностей зубчатой передачи. Кроме того, устройство может быть использовано только в зубчатой передаче с косозубыми цгестернями.

Наиболее близким к изобретению является приспособление для устранения зазора между зубьями колес, содержашее сдвоенное зубчатое колесо, один венец которого жестко установлен на валу, а другой — подвижный — имеет возможность углового разворота и подпружинен в осевом направлении с помощью упругого э мента и нажимной гайки 121. Зубчатые ве: .ы соединены между собой торцовым зубча1«м зацеплением.

Однако преобразование осевого усилия. создаваемого упругим элементом, в крутящ:.1 . момент осушествляется за счет проскальзывания с трением одного зубчатого венца относителшю другого по боковым сторонам торцовых зубьев, что снижает срок службы приспособления, его чувствительность и создает дополнитсльиы . усилия на зубчатое зацепление колсс.

Целью изобретения является повыш-ttti срока службы приспособления путем исключсния трения скольжения. Указанная ttель достигается тем, что упругий элемент выполнен в

15 виде стержней, расположенных равномерно вокруг вала и наклонно к его ои и жес со закрегленных по концам в кольцах, одно «. которых соединено с подвижным зуо атым всч цом, а другое установлено на валу с возможностью осевого перемещения.

На чертеже представлено приспособленш поперечном разрезе.

Приспособление состоит из двух подвиж«в х колец 1 и 2, соосно расположенных и соедин ttных между собой несколькими упругими стержгд нями 3, расположенными вокруг оси и наклонно

591642

Формула изобретения

Редактор H. Вирко

Заказ 56б/30

1ДНИ14ПИ Государственного коинтетй Совета Министров СССР яо,">,!. ля>к !>зоьр -T(-.t. i!, и открытий

i 13035, Москва. Ж -35, Раув с»ля иас>., д. 4/5

Филиал ПГ1П «Г1атеит»., г. Ужгород, ул. 11росктная, 4,. н;й1 в одном направлении. На кольце 1 расположен ь элеи.с!!ты, фиксирующие его от проворота на валу 4 и выполненные, например, в виде

LIIлицевых I азов 5. На кольце 2 установлены элемс11TI для жесткого крепления с проворачиваемым зубчатым венцом 6, выполненные, на11ример, в виде фланца 7.

Про I,!Iàãàåìoå приспособление действует следующим образом. Кольцо 1 перемещают при помощи нажимной гайки 8 по шлицам вдоль вала 4. Ь;1агодаря упругой деформации стержней осуществляется проворот кольца 2. Вместе с этим проворачивается и зубчатый венец 6, имеющий возможность углового поворота относительно вала. Другой соосный зубчатый венец

9 размещается на шлицах этого же вала неподвижно. 3а счет взаимного разворота двух зубчатых венцов на третьем венце 10 создается угловой натяг, необходимый для обеспечения жесткости передачи. Величина этого натяга регулируется изменением взаимного расположения колец 1 и 2 и осуществляется определенным перемещением нажимной гайки с последующей ее фиксацией.

Приспособление для устранения зазора между зубьями колес, содержащее сдвоенное зубчатое колесо, один венец которого жестко установлен на валу, а другой имеет возможность углового поворота и подпружинен в осевом направлении с помощью упругого элемента и нажимной гайки, отличающееся тем, что, с целью повышения его срока службы путем ис1ц ключения трения скольжения, упругий элемент выполнен в виде стержней, расположенных равномерно вокруг вала и наклонно к его оси и жестко закрепленных по концам в кольцах, одно из которых соединено с подвижным зубчатым венцом, а другое установлено на валу с возможностью осевого перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Кожевников С. П. и др. Механизмы, M., «Машиностроение», 1965,.с. 184, фиг. 324.

2. Авторское свидетельство СССР № 229105, кл. F 16 Н 55/24, 1967.

Составитель A. Безуглый

Техред О. Луговая Корректор Л. Е(ебола

Тираж1198 Подписное