Биметаллическая нивелирная рейка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О rI И С А Н И Е < ; зе)ее

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советекин

Социал истичееккх

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (51) М. Кл, З 01 С 15/06 (22) ЗаЯвлено 12.07,76 (21) 2382936/18-1 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) ОлубликОвано 05,02 78 Бюллетень ¹Q

Гесударатвеннмй нвматет

CosNa MgwgfyN Cgy нв делам нвабрвтеннй н етнрмтнй (53) УДК 528.541 82

{088,8) (45) Дата опубликования описания 24.01.78

) ТБ

93$ gag :EPI,-;-.

В, Е. Новак, В. В. Буш. и E. Б. Клюшин (72) Авторы изобретении

Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (71) Заявитель (54) БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ НИВЕЛИРНАЯ

РЕЙКА

Изобретение относится к области геоде- зического приборостроения, в частности к нивелирным рейкам,, Известна рейка, состоищая из деревяиного корпуса, на котором крепятся две шкалы, расположенные в двух различных, но параллельных плоскостях 1) .

Известна нивелирная рейка, содержащая корпус с укрепленными на нем, осиовной и вспомогательной линейками со шкапами, вы р полненными из метериалов с различными . коэффициентами расшипения, и компенсационный механизм 2) .

Недостатками таких реек явпяетсяневозможность автоматического учета темпера 15 турных деформапйй и низкая цроиэводител ° .ность труда

Бель изобретения - автоматизация исклю чения температурных погрешностей на резуль.таты измерений и повышения производитель .® ности труда.

Поставленная-цель .достигается тем, что одна из линеек укреплена на оси жестко, ppyras с возможностью наклона, а компенсационный механизм выполнен в виде двух 25

2 штифтов, установленных напротив друг друга в торцах основной и вспомогательной линеек, на конце одного из штифтов укреплен подшит пик . опирающийся на плоскость опоры, укрепленной на другом штифте под углам разворота плоскости опоры к плоскости линейки, определяемым по формуле„. ,р „ 424.л ь Ф, И- -<<,) : На чертеже изображена предлагаемая рейка s общем виде.

Биметаллическая нивелирная рейка содер жит корпус 1, к которому жестко прикреплена вспомогательная линейка 2,,Основная ижн<фка 3 с нанесенной на ней шкалой связана со вспомогательной посредством оси 4, укреплена в корпусе и выполнена с воэмшк постыл вращения вокруг этой оси. С основной линейкой жестко скреппен штифт 5 с подшипником качения 6. На вспомогательной линейке, на уровне штифта 5, жестко укреп:лен штифт 7 с опорой 8, плоскость которой расположена под углом У к плоскости вспомогательной линейки, Основная и вспомога

591692 тельная линейки выпопнены из материала с различными коэффициентами линейного расширения, Подшипник прижат к плоской опоре посредством пружины 9, подпружиниваюшей основную. линейку к корпусу рейки. Угол определяют по формуле

Г26 а ht ь (д. -А1.гдето- температурный диапазон работы рейки, k<, д - коэффициент линейного расширения: соответственно основной и вспом64 гательной линеек

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

30 14 89219, ил, 9 01 С 15/06, 1950, 2. Авторское свидетельство СССР, ЬЬ 433340, кл, Q 01 С 15/06, 1972. где М - температурный диапазон работы рейки,,А - коэффициенты линейного расширерения соответственно вспомогательной и основной линеек.

Устройство работает следуюшим образом.

При изменении температуры иэ-за разпичия коэффициентов линейного расширения линеек, штифт 5 с подшипником 6 и плоскость опоры

8 изменяют свое положейие йо высоте, При этом за счет перемешения подшипника по по- верхности опоры, основная линейка повертывается вокруг оси 4..Благодаря этому автоматически компенсируется удлинение шкалы нивелирной рейки.

Формула изобретения

Биметаллическая нивелирная рейка, содержашая корпус с основной и вспомогатепьной линейками; выполненными из материапа с,4 различными коэффициентами линейного расши рения, и компенсационный механизм, о тл и ч B ю щ B я с я тем что, с целью авто" матизации исключения температурных погреп иостей на результаты измерений и повышения производительности труда, одна йз линеек . укреплена на оси жестко, другая с воэможноотью наклона, а компенсационный механизм вы.полнен в виде двух штифтов, установленных напротив друг друга в торцах основной и вспомогательной линеек, на конце одного из штифтов укреплен подшипник, опираюшийся на плоскость опоры, укрепленной íà дру гом штифте под углом разворота плоскости опоры к плоскости линейки, определяемым по формуле:

591692

Составитель Б. Поставнин

Техред Э. Чу кик Корректор, H. Ковалева

Редактор В. Фельдман аказ

Филиал ППП Патент r. Ужгород,. ул, Проектная, 4

3 Тираж 87 2 Подписное

UHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д, 4/5