Токосъемное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено03д075 (21) 2177590/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 050278,Бтоллетень % 5 (45) Дата опубликования описания 1901.78 (51) M. Кл, Н 01 R 39/00

Гаатдаретеенный намнтат

Спаета Мнннатрон ССОР пн делам нзабретанна н атнрытна (53) > < 821.3.047 (068.8) (72) Авторы изобретения

И. Н. Щербатюк и В. М. Гарбуз (71) Заявитель (54), ТОКОСЬЕМНОЕ УСТРОИСТВО

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к устройствам, предназначенным для передачй электрических сигналов от неподвижных объектов к вращающимся. 5

Известно токосъемное устройство для передачи электрических сигналов с вращающихся деталей машин, содержащее статор и ротор (1). В известном устройстве при перемещении.кон- 10 тактов роторов относительно контактов статоров с некоторой относительной скоростью происходит их износ.

Одним из способов повышения надежности работы токосъемного устрой- 15 ства. является уменьшение износа контактов статора и ротора путем уменьшения относительной скорости контактов в контактных парах.

Известно токосъемное устройство, в 20 котором уменьшение относительной скорости контактов неподвижного статора и ротора в контактных парах достигается за счет увеличения количества трущихся контактных пар. Такое 25 устройство содержит статор, ротор с дополнительными контактами и привод(2).

Введение дополнительных трущихся контактов уменьшает надежность токосъемного устройства. 30

Целью изобретения является повышение надежности работы токосъемного устройства.

Это достигается тем, что в токосъемном устройстве, содержащем статор, ротор, выполненные в виде пакетов токовьдущих н изоляционных колец, и привод, вал ротора установлен с эксцентриситетом относительно оси статора а привоц выполнен в виде шестерни с внутренним венцом, неподвижно укрепленной на статоре, и шестерни, неподвижно укрепленной на валу ротора с возможностью обкатывания по шестерне статора.

На фиг. 1 изображено предложенное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, сечение Б-Б фиг. 1;. на фиг. 3 — вид A фиг. 1 °

В устройство входит статор, привод и ротор.

Статор состоит из пакета, собранного иэ контактов в виде токоведущих колец 1., изоляционных колец 2 между ними и корпуса.

Корпус состоит из изолирующей обечайки 3 и фланцев 4 и 5, ввернутых в обечайку на резьбе б. Внутренняя поверхность обечайки имеет шлицы 7. На своей наружной боковой поверхности

591977 ному в радиально-упорный шарикоподшипник 33. В кольце на резьбе ввинчен поводок 34. Наружная обойма шари" коподшипника установлена в кольцевой проточке фланца 5 и прижата к ее буртику с помощью гайки 35, ввернутой во фланец.

Устройство работает следующим образом.

При вращении ротора за поводок 34, связанный с подвижным объектом, вращение от сильфона 30 передается шестерне 17. Шестерня 17 вращается и одновременно перекатывается по внутренней поверхности токоведующих колец статора.

Эа счет того, что шаг зубьев шестерни 17 превышает шаг зубьев шестерни 21 на дробную часть углового шага, кольца ротора катятся по кольцам статора с незначительным скольжением, величина которого определяется разностью между величинами угловых шагов зубчатых колес 17 и 21 соответственно.

Скольжение колец ротора относительно колец статора необходимо для снятия окисной пленки образующейся на поверхности соприкосновения токоведущих колец ротора и статора.

Подбирая величину разности между угловыми шагами шестерен 17 и 21, обеспечивают такое соотношение качения и скольжения колец, при котором надежность работы наибольшая.

Предложенное устройство позволяет уменьшить относительную скорость контактов в контактных парах, образованных контактами статора и ротора, так как при обкатывании шестерни ротора по шестерне статора происходит дополнительное вращение ротора вокруг оси статора, в связи с чем относительная скорость контактов в контактных парах равна разности между скоростью основного и скоростью дополнительного вращения ротора.

Уменьшение относительной скорости в контактных парах, образованных контактами ротора и статора, позволяет повысить надежность работы и уменьшить износ в них.

Формула изобретения

Токосъемное устройство, содержащее статор и ротор, выполненные в виде пакетов токоведующих и изоляционных колец, и привод, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, вал ротора уста" новлен с эксцентриситетом относительно оси статора, а привод выполнен в виде шестерни с внутренним венцом, не подвижно укрепленной на статоре, и токоведущие 1 и иэрляционные 2 кольца и;.ею шлицы 8, которые сопряжены со ы нцами 7. Кольца имеют окна 9, предназначенные для ослабления колец в местах сопряжения их с контактами под- вижного статора. Благодаря упомянутым окнам кольца приобретают упругие свойства. В теле каждого кольца укреплены полые заклепки 10, соединенные с проводнйками 11, которые

l0 выведены на наружную поверхность флан" ца через упомянутые окна и сведены в жгут 12. Пакет колец зажат между торцовыми поверхностями 13 фланцев

4 и 5. !5

Привод состоит иэ качающегося узла и шестерен. Качающийся узел состоит из двух шайб 14 с буртиками. По наружным поверхностям шайбы запрессованы два соосных радиально-упорных шари- 93 коподшипника 15. Отверстия шайб расположены эксцентрично по отношению к осям шарикоподшипников 15. В шайбы запрессованы шарикоподшипники 16.

Благодаря одинаковому эксцентрисите- 25 ту отверстий шайб шарикоподшипники

16 расположены соосно дру1 другу.

Наружные обоймы шарикоподшипников

15 эапрессованы в круговые выточки фланца 4. Через пакет, содержащий Эп шестерню 17, фланец 4 и шайбы 14 с подшипниками 15, 16, пройдет конец вала 18. Пакет зажат между буртиком

19 вала и гайкой 20, свинченной с резьбой вала. Э5

Шестерня 17 с наружной рабочей поверхностью укреплена на валу 18, а шестерня 21 с внутренней рабочей поверхностью укреплена внутри крышки 22 (фиг. 1), прикреплепленной к фланцу с помощью шпилек 23 гаек 24 и штифтов 25. Под шпильки. в крышке имеются овальные отверстия 26. Шестерня 1 находится в зацеплении с шестерней 21. Шаг зубьев шестерни 17 превышает шаг зубьев шестерни 21 на дробную часть углового шага.

Ротор, так же каг и статор, содержит набор контактов в виде пакета плоских токоведущих колец 27 и изоляционных колец 28 между ними. Через пакет продет конец вала 18. Каждое токоведующее кольцо соединено с проводником 29.

С ротором связан также сильфон

30, к которому приварена с одного торца круглая пластина 31 с отверстиями, предназначенными для прохождения проводников 29 от ротора. Через центральное отверстие пластины проходит конец вала 18. Пакет, состоящий 60 из колец ротора и пластилы.31, зажат гайкой 32.

Второй торец сильфона закрыт заглушкой с отверстиями для проводников и приварен к кольцу, установлено

6 шестерни, неподвижно укрепленнои на валу ротора с возможностью о6катывания по шестерне статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свил.:т .. "! и . t> 1343) 9 кл. И 01q З9Г00.

2. Авторское свидетельczsn У 29 17 39, кл. С 01 В 19/02.

59 1977

Bvd А

Фиг. я

Составитель В. Попова

Техред С,Веца КоРРектоР Л. Небола

Редактор Ю. Челгоканов

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эакаэ 604/48 Тираж 960 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/Б