Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 060876(21) 2395480/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 050278. Бюллетень № 5

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 59 l 984 (51) М. Кл.

Н 02 3 7/10

ГоетдаротеенныХ иомитет

Сонета Мнниотраи СССР ио,делам нзобретениХ и отнрытиХ (53) УДК. 621. 355. 163 (088.81 (45) Дата опубликования описания 26.0178 (72) Авторы изобретения

A.Ã.Íèêoëàåâ и Г.Б.Стеганов

Pl) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ

БАТАРЕИ АССИМЕТРИЧНЫМ ТОКОМ

Изобретение относится к электрохи-. мическим источникам постоянного тока.

Известно устройство- для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током, содержащее управляемый зарядный выпрямитель, сглаживающий дроссель и псдключенный параллельно выходнйм зажимам зарядной цепи однофазный инвертор разрядной цепи (11.

Известно также устройство для заря-. 10 да аккумуляторов асимметричным током, .содержащее силовой трансформатор, управляемые вентили, блок управления вентилями и токоограничивающее сопро,тивление, причем плюс аккумуляторов 15 подключен к средней точке вторичной обмотки трансформатора, а минус †. к общим точкам попарно и встречно включенных.вентилей, связанных с выводами вторичной обмотки трансформатора 2)

Известны устройства для заряда батареи аккумуляторов асимметричным током, содержащие источник переменного тока, подключенный ко входной диагонали мостового выпрямителя, реактивные тонкоограничители, например дроссели, тиристоры в цепях заряда и раз- . ряда батареи аккумуляторов и блок контроля напряжения.и управления вентилями (31. 30

Недостатками этих устройств являются сложность их схем, использование большого числа управляемых вентилейтиристоров, дополнительных выпрямителей и, как следствие, значительные потери при передаче энергии зарядного источника в батарею аккумуляторов и при отдаче энергии батареей в питающую сеть во время импульса разрядного тока батареи.

Целью изобретения является улучше- ние удельных энергетических показате лей и упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что линейный дроссель снабжен отводом от половины витков его обмотки и соединен с клеммами входной диагонали выпрямителя, а его отвод образует клемму для подключения отрицательного зажима батареи, а точка соединения зарядного и разрядного тиристоров, включенных в выходную диагональ упомянутого выпрямителя, образует клемму для подключения положительно»

ro зажима аккумуляторной батареи.

На фиг.1 представлена схема устройства для заряда аккумуляторной:батареи; на фиг.2 — вариант предлагаемой схемы.

591984

Устройство содержит источник переменного тока с клеммами 1, 2, подключенными ко входной диагонали двухполуперкодного мостового выпрямителя

3, параллельно которым включен линейный дроссель 4. Отвод дросселя 4 соединен с отрицательной клеммой батарей аккумуляторов 5, положительная клемма которой связана с точкой соединения тиристоров б, 7, включенных н выходную диагональ упомянутого выпрямителя.

Управление тиристорами устройства осуществляет блок 8, контролирующий напря жение батареи и напряжение источника .переменного тока.

Устройство работает следующим образом. При закрытых тирнсторах б, 7 к ним в прямом направлении прикладывается пульсирующее напряжение с выхода двухполупериодного мостового выпрямителя 3. При подаче сигнала управления н один из полупериодов на управляющий электрод тиристора 6 последний отпирается и батарея аккумуляторов 5 заряжается от источника переменного тока через открытый вентиль мостового выпрями-15 теля 3, открытый тиристор б и полуобмотку дросселя 4, после чего тиристор б запирается Описанные процессы заряда батареи 5 повторяются в.течение необходимого числа полупериодов изме» нения напряжения источника питания °

Затем в один из следующих полупериодов сигнал управления подается на управляющий электрод тиристора 7., последний отпирается, и напряжение одной из полуобмоток дросселя 4, суммируясь с .напряжением батареи аккумуляторов

5, обеспечивает разряд последней по цепи: открытый тиристор 7, QTKpblTHA вентиль выпрямителя 3 и полуобмотку дросселя 4.При этом батарея аккумуляторов отдает часть запасенной энергии в сеть, так как направление тока дросселя во время разряда батареи противоположно Э.П.С. источника.

Таким образом, и устройстве осущест ляется формирование асимметричного переменного тока, представляющего собой последовательность импульсов тока разной полярности.

Формула изобретения

Устройство для заряда аккумуляторной батареи асимметричным током, со30 держащее источник переменного тока, двухполупериодный мостовой выпрямитель клеммы входной диагонали которого соединены с источником переменного. тока, реактивный токоограничитель, например дроссель, тиристоры в цепях заряда и разряда аккумуляторной батареи и блок контроля напряжения и управления вентилями, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью улучше40 ния удельных энергетических показате". лей .и упрощения, дроссель снабжен .отводом от половины нитков его обмотки и соединен с клеммами нходной диагонали мостового выпрямителя,а его отвод образует клемму для подключения отрицательного зажима батареи, а точка соединения зарядного и разрядного тиристорон, включенных в выходную диагональ упомянутого выпрямителя, образует клемму для подключения положительного зажима аккумуляторной батареи.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

9 431588, i

2. Авторское свидетельство СССР

М 288088, кл. Н 02 3 7/06, 1969.

3. Зорохович A.Е. и др.устройства для заряда и разряда аккумуляторных батарей, Энергия, 1975, с, 199-204.

Требуемая длительность и соотношение числа зарядных и разрядных импульсов за период работы устройства обеспечивается. блоком 8 контроля напряжения и управления вентилями-тнристорами.

На фиг,2 представлен вариант электри.ческой схемы устройства, предусматривающий использование н качестве токоограничителя последовательной цепи двух конденсаторов 9 н 10, точка сое. динения которых связана с отрицательной клеммой батареи аккумуляторов. В остальном устройство работает аналогично изображенному на фиг.l., Включение линейного дросселя, снабженного отводом от половины витков его обмотки, (нлн двух соединенных последовательно конденсаторов) параллельно клеммам входной диагонали выпрямительрого мОста и подключение отвода дросселя (или точки соединения конденсаторов ) к отрицательной клемме эаряжаемой батареи аккумуляторов, а положительной клеммы укаэанной батареи - к точке соединения тиристоров, включенных в выходную диагональ выпрямительного моста, позволяет сократить на 1/3 потери энергии в вентилях зарядной и разрядной цепей устройства и их количество в сравнении с прототипом. Уменьшение íà 1/3 потерь в вентилях сопровождается соответствующим уменьшением суммарной массы вентилей, их радиаторов и устройства н целом, т.е. массо-энергетические показатели устройства улучшаются удельно.

591984

@e. g

Составитель И.Найдина

Танкред И.Климко Корректор С.Ямалова

Редактор В.Фельдман

Филиал ППП Патент, r.уигород, ул,Проектная, 4,Заказ 607/49 Тирам МФ. Подписное

ЦНИИПИ Государственного коМитета Совета Министров СССР по делам ивобретений и открнтий

113035,,Москва Ж-35, РаушскЫ наб., д.4/5