Импульсный стабилизатор постоянного напряжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцчалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.10.76 (21) 2410066/24-07 с присоединением заявки I¹вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень ¹ 6 (45) Дата опубликования описания 03.04.78 (5I ) М. Кл. G 05F 1 58
Государственный комитет
Совета Министров СССР оа делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.722.1 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Н, Пашнев и Ю. К. Червинский
Рижский ордена Ленина государственный электротехнический завод ВЭФ им. В. И. Ленина (71) Заявитель (54) ИМПУЛЬСНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР ПОСТОЯННОГО
НАПРЯЖЕНИЯ
Изооретенпе относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах электропитания.
Известны импульсные стабилизаторы постоянного напряжения с защитой от перегрузок (1).
Наиболее близким к изобретению техническим решением является импульсный стабилизатор постоянного напряжения, содержащий включенный последовательно в питающую шину регулирующий транзистор, базой соединенный с выходом управляющего блока, вход которого соединен с выходными выводами, LCD-фильтр, дроссель которого включен последовательно в питающую шину между одним из выходных выводов и регулирующим транзистором, и блок для зашиты от перегрузок (21. Однако в этом стабилизаторе срабатывание защиты происходит только после насыщения дросселя в результате пропадания на его обмотке переменного напря?кения. В режиме, близком к короткому замыканию, насышенис дросселя наступает частично, в результате чего переменное напряжение на его обмотке пропадает неполностью, что приводит к запаздыванию срабатывания защиты на не колько тактов работы стабилизатора. Это сии>каст надежность работы стабилизатора, так как опасная ситуация мо?кет создаваться уже в течение одного открытого состояния ключевого транзистора.
Целью изобретения является повышение быстродействия защиты стабилизатора. Это достигается тем, что в предлагаемом стабилизаторе блок для защиты от перегрузок выполнен в виде симметричного транзистора, соединенного базой через резистор с коллектором регулирующего транзистора, а эмиттером с эмиттером регулирующего транзистора, конденсатора, шунтирующего коллекторноэмиттерный переход симметричного транзистора, порогового элемента, один вход которого соединен с коллектором симметричного транзистора, и опорного источника напряжения, своими выводами соответственно соединенного через ограничительный резистор с коллектором симметричного транзистора, другим выходным выводом, эмиттером симметричного транзистора и другим .входом порогового элемента, обеспечиваюгцего снятие перегрузки.
На чертеже дана принципиальная электрическая схема описываемого стабилизатора.
25 Стабилизатор содержит регулирующий транзистор 1, дроссель 2 LCD-фильтра 3.
Коллектор регулирующего транзистора 1 чсрез резистор 4 соединен с базой симметричного транзистора 5, параллельно эмиттерноколлекторному переходу которого подключен
593208
Г
Заказ 932b
Подписное
Изд. № 226
Тираж 1109
МОТ, Загорский филиал
3 конденсатор б. Коллектор симметричного транзистора 5 соединен с входом порогового элемента 7 и через ограничительный резистор 8 с опорным источником напряжения 9, а эмиттер — с эмиттером регулируюи;его транзистора 1. 10 — блок для защиты от перегрузок, 11 — управляющий блок.
Стабилизатор работает следующим способом.
При закрытом состоянии регулирующего транзистора 1 симметричный транзистор 5 находится в открытом состоянии и шунтирует конденсатор 6, обеспечивая его полный разряд. В момент открыванпя регулирующего транзистора 1 транзистор 5 закрывается и начинается заряд конденсатора б через ограничительный резистор 8 от опорного источника напряжения 9.
В режиме работы, когда ток нагрузки не превышает допустимого значения, время закрытого состояния симметричного транзистора 5, т. е. время заряда конденсатора б, посредством установки ограничительного резистора 8 выбрано таким, что напряжение на конденсаторе 6 не достигает значения, необходимого для срабатывания порогового элемента 7. С увеличением тока нагрузки увеличивается время открытого состояния регулирующего транзистора 1 и, следовательно, закрытого состояния симметричного транзистора 5. Напряжение на конденсаторе 6 после полного разряда за время очередного открытого состояния симметричного транзистора 5 по мере увеличения тока перегрузки, т. е. в моменты закрытого состояния симметричного транзистора, достигает большего зиачсни», При заданном токе нагрузки напряжение на конденсаторе 6 в случае перегрузки в течение одного такта успевает достигнуть величины порога срабатывания порогового элемента 7.
4.
Таким образом, в предлагаемом стабилизаторе срабатывание защиты происходит в течение текущего такта его работы, что позволяет повысить надежность стабилизатора
5 В целом.
Формула изобретения
Импульсный стабилизатор посгоянного напряжения, содержащий включенный последовательно в питающую шину регулирующий транзистор, базой соединенный с выходом управляющего блока, вход которого соединен с выходными выводами, LCD-фильтр, дроссель которого включен последовательно в питающую шину между одним из выходных выводов и регулирующим транзистором, и блок для защиты от перегрузок, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия, блок для защиты от перегрузок выполнен в виде симметричного транзистора, базой через резистор соединенного с коллектором регулирующего транзистора, а эмиттером — с эмиттером регулирующего транзистора, конденсатора, шунтирующего коллекторно-эмиттерный переход симметричного транзистора, порогового элемента, один вход которого соединен с коллектором симметричного транзистора, и опорного источника напряжения, своими выводами соответственно соезо диненного через ограничительный резистор— с коллектором симметричного транзистора, другим выходным выводом — с эми гтером симметричного транзистора и другим входом порогового элемента, обеспечивающего снятие перегрузки.
Источники информаци и, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 418842, кл. G 05F 1/58, 1970.
2, Авторское свидетельство СССР № 450151, кл. G 05Г 1/58, 1971.