Способ дорнования отверстий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия с. ("1593782

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.10,7 6 (21) 2411146/25-2 (51) М. Кл.

B 21 D 31/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам иэооретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.02.78. Бюллетень №7 (45) Дата опубликования описания RV, Q3 73 (53) УДК 621.774.72 (088.8) А. И. Осколков, О. Б. Миндрул, Г. А. Рыбочкин и В. A. Шелковников (72) Авторы изобретения

Алтайский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ДОРНОВАНИЯ ОТВЕРСТИЙ с присоединением заявки №

Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к способам раздачи отверстий.

Известно, что при поверхностном пластическом деформировании деталей, имеющих плоскую, цилиндрическую, сферическую и т. п. форму поверхности, например при дорновании, наблюдается течение металла в осевом направлении с образованйем наплывов на торцах детали и радиальный развал обрабатываемого отверстия вблизи торцов, что искажает 10 макрогеометрию отверстия.

Это явление известно под названием «краевой эффект».

Для устранения последствий краевого эффекта применяют способ, по которому после дорнования отверстия путем протягивания инструмента производят окончательную подрезку торцов детали, при этом весь искаженный участок отверстия снимают (1).

Введение дополнительной операции подрезки торцов вызывает увеличение трудоемкости рр изготовления детали и приводит к значительным потерям металла в стружку.

Целью изобретения является ликвидация искажения геометрии отверстия в местах его выхода на поверхность детали и наплывов металла на поверхности.

/ ,н

Г1оставленная цель достигается благодаря тому, что перед протягиванием инструмента к поверхности детали в зонах, расположенных вокруг отверстий, поджимают вспомогательные детали так, что последние образуют с отверстием единую поверхность обработки. Вспомогательные детали изготавливают из материала с упругими своиствами, превосходящими упругие свойства материала обрабатываемой детали.

На чертеже приведена схема дорнования согласно изобретению отверстия в детали типа втулки.

Перед дорнованием втулки 1 со стороны входа и выхода дорна 2 на одной оси с обрабатываемым отверстием 3 устанавливают вспомоrareëüHûå детали 4. Подготовленную таким образом систему поджвмают к опоре 5, а затем осуществляют дорнование.

После прохода дорна 2 через отверстие верхней вспомогательной детали 4 диаметр ее отверстия восстанавливается до первоначальной величины d<, т. е. стенки отверстия вспомогательной детали деформируются в упругом режиме. При дальнейшем продвижении дорна стенки обрабатываемой детали 1 деформируются до величины диаметра рабочего пояска дорна d, а после прохода дорна вследствие упругого последействия обрабаты593782

Составитель И. Каиитонов

Техред О. Луговая Корректор Н. Яцемирскии

Тираж 1087 Подписное! сдактор Г. Котельский

Заказ 680/9

UHHHIlH Государственного комитета Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий!! 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ваемой детали диаметр ее отверстия становнпгся равным Й, (остаточная деформация d — г(,>).

После прохода дорна через отверстие нижней вспомогательной детали диаметр этого отверстия также восстанавливается до величины

d0 °

Выполнение вспомогательных деталей из материала, величина упругой деформации которого при обработке больше или равна упруго-пластической деформации детали, позволяет исключить остаточную деформацию вспомога10 тельных деталей, т. е. использовать их многократно.

Прилер. Обработке по внутреннему диаметру (p 20 оо .о) подвергали ведущую шестерню масляного насоса двигателя. М рйал шестерни — сталь 4ОХ (ГОСТ 4543-61, твердость HRC 2н — 30), .

11еред дорнованиеы с торцов шестерни на, одной оси с обрыбатываемым отверстием устанавливаля вспомогательные детали в виде колец, выполненных из стали 60Г (ГО(Т 1050—

74, твердость НЧС 40 — 46). Внутренний диаметр колец равен внутреннему диаметр шестерни. После установки кольца поджималпсь с усилием 1100 кгс.

11орнование проводили llpH следующих режимах: натяг дорнования 0,28 мм, скорость дорнования 5 м/мин, тяговое усилие 800 кгс, смазка — сульфорезол, число проходов 1.

После обработки опытной партии шестерен в количестве 127 штук внутренний диаметр вспомогательных колец увеличился лишь на

0,003 мм. Это произошло вследствие их износа

I прп трении контактирующих поверхностей. Небольшое изменение внутреннего диаметра колец подтверждает, что они работакгг в упругом режиме, и не исключает дальнейшее их использование.

Замеры обработанной партии шестерен показали отсутствие искажения формы обработанных отверстий.

Использование предлагаемого способа дорнования отверстий в деталях позволяет получать детали точно заданной формы, т. е. без искажения обрабатываемой поверхности вблизи торцов; снизить трудоемкость изготовления деталей, так как исключается дополнительная перация подрезки торцов; добиться экономии металла благодаря уменьшению отходов и возможности многократно использовать вспомогательные детали. формилп изобретения

Способ дорнования отверстий в деталях путем протягивания инструмента, отличающийся тем, что, с целью исключения искажения геометрии отверстия в местах его выхода на поверхность детали и наплывов металла на поверхности, перед протягиванием к поверхности детали в зонах, расположенных вокруг отверстий, поджимают вспомогательные детали, образующие с отверстием единую поверхность обработки, при этом вспомогательные детали изготавливают из материала, упругие свойства которого выше упругих свойств материала обрабатываемой детали.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: г ! . Проскуряков 1О.Г Дорнование отверстий.

М., Машгиз, 1961, с. 16 — 17, 122 — 123, 124.