Синхронный реактивный двигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М 59435

Класс 21 dÐ, 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОИУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зп1гегггегггрггровано е Бюро ггзооретений Гоггг.гггна нуи СО! СССР

° .1,,: "Tr, 3 г, р г.г1

Г. Д. Малюжинец.

Синхронный реактивный двигатель.

Заявлено 4 февраля 1939 года в НКЭП аа Я 2!й25.

Опубликовано 31 гаарта 1941 год".

Настоящее изобретение касается схемы включения синхронного реактивного двигателя, позволяющей плавно изменять его скорость за счет изменения настройки колебательного контура, в который включен указанный двигатель.

Собственно двигатель по своим конструктивным данным подобен однофазным или трехфазным реактивным двигателям, т. е, синхронным двигателям, работающим без возоуждения постоянным током.

На чертеже фиг. 1, 2, 3 и 4 изображают различные варианты предлагаемой схемы включения двигателя. Обмотка последнего образует с конденсатором 1 колебательный контур, настроенный на определенную частоту Г (рассчитывается по средней самоиндукции), которая может быть изменяема регулированием емкости, В контур подводится напряжение питающей сети с частотой Г„причем сооственная частота 1 контура отличается от частоты Г„. При нормальной работе двигателя, благодаря периодическому изменению самоиндукции обмотки, связанному с прохождением зубцов якоря, и благодаря наличию переменного тока частоть1 1г„, в колебательном кон1 туре возбуждается ток частоты, весь-! ма близкой к частоте 1.

I !

Токи частот 1 и 1, дают биения с частотой 1г,— F и, вызывая притяжение к полюсам статора по очереди каждого зубца в момент пучности биений, поддерживают синхронное враще ние ротора с частотой (F,— 1) 2п, где и число зубцов. На этом же принципе основана трехфазная схема двигателя (фиг. 2).

В обычном многофазном реактивном двигателе зубцы якоря при синхронном вращении следуют за мгновенными плюсами вращающегося поля.

В предлагаемом же двигателе зубцы ротора следуют за вращающимися ! пучностями магнитного поля биений между током, вызываемым напряженн

t ем питающей сети, и током параметри чески возбуждаемом в контурах обмо ток при вращении ротора.

Изменяя собственную частоту кон туров путем перегруппирования обмоток статора или изменением (скачками или плавно) емкости конденсаторов, мы меняем частоту биений, а следовательно, и число оборотов двигателя.

В случае трехфазной схемы, конден саторы 2, 3 и 4 должны быть однна59435 ковы и при регулировании скорости, изменяться одновременно.

Подобный синхронный двигатель может применяться в качестве пара- метрического трансформатора частоты.

Следует отметить, что токи вспомогательной пониженной частоты, наво- димые параметрически в обмотках статора, поступают в питающую сеть, что является в ряде случаев нежелательным.

Ниже приводятся схемы (фиг. 3 и 4), синхронных машин, свободные от этого недостатка.

На фиг. 3 приведена принципиальная схема однофазного двигателя, в котором на статоре размещены две одинаковые обмотки, образующие с одинаковыми конденсаторами два колеба- тельные контура, включенные параллельно в питающую сеть переменного тока с частотой Г„.

На схеме фиг. 3 и 4 символически изображен только один зубец у якоря.

Расположение полюсов статора таково, что если при некотором положении ротора индуктивность одной обмотки максимальна, то у другой она мини-! мальна (это обстоятельство при отсутствии высших гармонических обусло- вливает невозможность работы такой сдвоенной схемы, как реактивного дви гателя). Оба колебательные контура настроены по средней индуктивности на частоту Г ф Г,.

Протекающие в обмотках переменные токи с частотами 1„и F дают биения, которые управляют вращением ротора, вызывая притяжение зубца (зубцов) по очереди к каждому полюсу. Биения происходят с такими фазами, что когда в одной обмотке резуль тирующая амплитуда максимальна, то в другой она минимальна. При вращении ротора переменный ток частоты 1 поддерживается в контурах параметрически. Во внешнюю цепь, в результате компенсации, этот ток не поступает. С другой стороны, на нижних зажимах схемы (фиг. 3) скомпенсировано напряжение частоты Г, и имеется только напряжение частоты Г. Поэтому эта схема может еще с удобством применяться в качестве параметричеокого трансформатора частоты.

Фиг. 4 представляет аналогичную схему компенсированного синхронного двигателя для трехфазного тока.

Предмет изобретения.

1. Синхронный реактивный двигатель однофазного или ми огофазного тока, отличающийся тем, что, с целью плавного изменения его скорости, обмотка двигателя включена в сеть через конденсатор с такими зна чениями регулируемой емкости, чтобы колебательный контур обмотки двигателя-конденсатор был настроен на частоту, равную частному от деления разности частоты сети и частоты вращения на число полюсов двигателя.

2. Форма выполнения двигателя по п. 1, о тл илича ющ аяс я тем, что последний снабжен удвоенным числом попарно сопряженных обмоток и конденсаторов, причем расположение об моток таково, что изменение индуктивности их во времени при вращении ротора сдвинуто по фазе на 180 .

Ь авторскому свидетельству М 5" 5 фиг1 фиг4 фиг. Д

Отв. редактор П. В. Никитин

Тип. «Сов. печ.», М 49553. 3ак. Лов 2540 †7

Госпланиздат

Цена 35 коп.