Устройство для подачи сигнала тревоги на центральную станцию

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

- Се .":-..;.; . с ватен =,::--:

Союз Советских

Социапистккеских

Республик о и и с и ЪГй а

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11I 5945 14

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51} М. Кл.

6г 08 В 25/00 (22) Заявлено 06. l0.75 (21) 2 l 77 248/1 8-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

Совета Министров СССР аа делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 25.02.78. Бюллетень № 7 (53) УДК 658.284 (088.8) (45) Дата опубликования описания 35.03.78, (72) Авторы изобретения

3. С. Абутидзе, Э. П. Алексеев, Ю. A. Арзамасцев, И. В. Лизяев, В. П. Пахомов, И. В. Пахомов, Н. С. Савич, И. В, Самошкин, И. П. Семенов и.В, А. Циркин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ С14ГНАЛА ТРЕВОГИ

НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ СТАНЫ! Ю

Изобретение относится к области автоматической сигнализации н может быть использовано для контроля различных технологически х параметров для оповещания членов экипажа самолета (вертолета) об отказах, неисправностях и состоянии систем и агрегатов объекта с помощью световых и звуковых сигналов и принятия ими необходимых»ер для обеспечения безопасности полета.

Увеличение количества устанавливаемых на современных самолетах оборудования и его усложнение, связанное с расширением объема и повышением точности решаемых летно-тактических задач, приводит к возрастанию числа объектов контроля и управления.

С развитием авиационной техники объем информации, выдаваемой каждому члену экипажа, все увеличивается, а располагаемое время для ее восприятия, переработки, принятия правильного решения и выполнения соответствующих действий сокращается.

Известны устройства для подачи сигнала тревоги, одно из которых содержит датчики сигнализации, блок управления, блок изобразительной индикации, набор коммутаторов и логический блок (11.

Недостатком данного устройства является то, что оно не учитывает последовательность появления сигна IQB о состоянии датчиков сигнализации, что исключает возможность точного контроля датчиков, ком»утируемых по определенным правилам.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для

-подачи сигнала тревоги, содержащее каналы предупредительной сигнализации и канал аварийной сигнализации, каждый из которых вы,и полнен в виде датчиков сигнала, подключенных к первому входу блока управления, первый выход которого соединен с блоком световой индикации, первый блок запуска, выход которого соединен с первым входом первого коммутирующего элемента, первый выход которого под)» ключен к сигнальному элементу, второй блок запуска, выход которого соединен с первым входом второго коммутирующего элемента, выход которого подключен к входу блока подачи сообщения, а второй вход коммутирующего элемента соединен с первым выходом генератора проблеска, второй .выход которого подключен ко второму входу первого коммутирующего элемента, кнопочную панель управления, к которой подключены первые входы первого и второго блоков запуска, вторые входы блока управления каждого канала, третьи входы которых и

594514

3 третий вход первого коммутирующего элемента соединены через генератор яркости с задатчиком регулирования яркости, второй выход блока управления канала аварийной си на.7изации

ПОДК.7ЮЧЕН К ВТОРЫМ ВХОДаМ ПЕРВОГО И ВтОРОгО блоков запуска !2).

Это устройство сигнализации контролирует исправность приборов и в случае «х неисправности выдает световую и звуковую сигнализацию. Система сигнализации имеет множество каналов, каждый из которых соединен с чувствител ьным элементом и имеет определенную степень критичности. Недостатком устройства является то, что оНо не учить|вает скорость реакции обраооткн Ilo,ló÷åííoé информации. Кроме того, для приоритетной выдачи наиболее важного сигнала введены специальные блоки логики гля каждого канала, дополнитель- 15 ная схема иа,;о»lllllo!II я, J это, как следствие, усложняет спето,п увеличивает габаритно-весовые характеристики и понижает надежность.

1|елью данного изобретения является повыц ение оперативности определения аварийной

20 ситуации, т. е. обеспечение своевременной и четкой информ"-,IIèåé с выдачей световых и звуковых сигналов об отказах. неисправностях и состоянии сис ем и агрегатов обьекта в зависимости от важности сигнала и времени их обработки.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены блокируюц!ий узел, дополнительный коммутирующий элемент. дополнительный сигнальныи элемент и третий блок запуска, первый вход которого подключен к кнопочной панели управления, второй вход — — ко 30 второму выходу одного из блоков управления канала предупредительной сигнализации, а выход — к первому входу блокирующего узла, второй вход которого подключен ко второму выходу первого коммутирующего элемента, а выход к первому входу дополнительного комму35 тирующего элемента, второй вход которого подключен к выходу генератора яркости, третий вход к выходу генератора проблеска, а выход к дополнительному сигнальному элементу.

Анализ показывает, что введение классификации сигналов по группам необходимо для правильного построения систем сигнализаций, так как позволяет разделить все сигналы на две категории: аварийные и предупреждающие, один из которых еще выделен по важности, что, в свою очередь, предопределяет форму выдачи каждого сигнала. В свою очередь, аварийные, предупреждающие сигналы по необходимой быстроте реакции отработки могут быть разбиты на три вида: требующие немедленного действия (! — 3 сек), требующие быстрого действия (5 — 10 сек), требующие обычных действий (свыше 10 сек) .

На чертеже представлена структурная схема мстройства для подачи сигнала тревоги на центральную станцию, которая включает: каналы 1 предупредительной сигнализации, канал у

2 аварийной сигнализации, датчики 3 сигнала, блоки 4 управления, блоки 5 световой индикации, первый блок запуска 6, первый коммутирующий элемент 7, сигнальный элемент 8, второй блок запуска 9, второй коммутирующий элемент 10, блок 1! подачи сообщения, генератор

12 проблеска, кнопочная панель 13, генератор яркости 14, задатчик 5 регулирования яркости, блокирующий узел 16, дополнительный коммутирующий элемент 17, дополнительный сигнальный элемент 18, третий блок запуска )9

Работа предложенного устройства сигнализации построена по следующему принципу. При поступлении сигнала с датчиков 3 сигналов блок 4 управления обеспечивает включение блока 5 световой индикации в режиме постоянного горения, который выклк.чается в момент размыкания контактов датчик.: 3 сигналов.

При поступлении сигнала датчиков 3 в один из выделенных каналов п едунредительной сигнализации блок 4 управле чя сго обеспечивает включение блока 5 свето-ой индикации и выдает сигнал на включение дополнительного сигнального элемента в блокирующий

16 ll II IOI7(%7 Ii, ITC7bllbIII KO»IAIXTklpl юн иЙ элемент огня (желтогo}, куда одновременно поступают управляющие сигналы но каналам от генератора проблеска 12 и генератора яркости 14, при этом блок 5 световой индикации работает в режиме посгоянного горения, а дополнительный сигнальный элемент 18 в режиме

«проблеск».

После восприятия световых сигналов кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели 13 посылается в блок управления данного канала предупредительной сигнализации и третий блок запуска !9 сигнал на выключение дополнительного сигнального элемента 18. Выключение блока 5 световой индикации происходит после устранения причины, вызвавшей появление этого сигнала и размыкание контактов (как следствие) датчиков 3 сигналов.

При поступлении сигнала с датчика канала аварийной сигнализации блок управления канала 2 аварийной сигнализации обеспечивает включение соответствующего блока 5 световой индикации, выдает сигналы в первый коммутируюгций элемент 7 через первый блок запуска

6 и в блок 11 подачи сообщения через второй блок запуска 9 и второй коммутируюгций элемент 10.

При этом соответствующий блок 5 световой индикации работает в режиме «проблеск», одновременно в режиме «проблеск» работает и сигнальный элемент 8 и по каналу блока подачи сообщения поступает звуковой сигнал типа

«зуммер».

После восприятия звукового и светового сигналов кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели 13 посылается в первый и второй блок запуска сигнал на выключение сигнального элемента 8, на выключение звукового сигнала и для перевода аварийного блока световой индикации 5 в режим постоянного горения, Выключение блока 5 световой индикации происходит после устранения причины, вызвавшей появление этого сигнала, и размыкания контактов (как следствие) датчика 3 аварийных сигналов.

При одновременном поступлении сигналов с датчиков аварийного канала 2 сигнализации и канала 1 предупредительной сигнализации блок 4 управления канала аварийной сигнализации обеспечивает включение соответствующего блока 5 световой сигнализации, вклю594514 чение сигнального элемента 8 (красного), звуковото сигнала типа «зуммер» и блокировк

Включения дополнительного сигнального элемента (желтого), блок управления одного из выделенных каналов предупредительной сигнализации 1 обеспечивает включение блока световой индикации.

При этом аварийный блок световой индикации 5 и сигнальный элемент 8 работают в режиме «проблеск», по каналу блока подачи сообщения 11 поступает звуковой сигнал типа «зуммер», предупредительный блок световой индикации 5 работает в режиме постоянного горения, дополнительный сигнальный элемент

18 не горит.

После восприятия аварийного сигнала кратковременным нажатием на кнопку. кнопочной панели посылается в первый и второй блок запуска аварийной сигнализации сигнал на выключение сигнального канала элемента 8, выключение звукового сигнала и для перевода аварийного блока световой индикации 5 в режим постоянного горения, при этом начинает работать дополнительный сигнальный элемент (желтый) 18 в режиме «проблеск».

После восприятия светового предупреждаю|цего сигнала кратковременным нажатием на кнопку кнопочной панели посылается сигнал в третий блок запуска 19 канала 1 предупредительной сигнализации на выключение дополнительного сигнального элемента 18. Выключение аварийных и предупредительных блоков световой индикации 5 происходит после устранения причины, вызвавшей появление этих сигналов.

Предложенное устройство для подачи сигнала тревоги на центральную станцию обеспечивает безопасность полета и своевременную и четкую информацию о состоянии агрегатов и систем летательного аппарата за время, не превышающее необходимое для устранения причины, вызвавшей критический режим благодаря четкому делению сигналов на категории в соответствии с их значимостью; введению приоритета аварийного сигнала перед предупреждающим с учетом необходимой быстроты реакции: а) немедленных действий в случае аварийной ситуации, при этом To — — (1 — 3) сек, где To — время обнаружения сигнала; б) обычных действий в зависимости от последствий, вызываемых этими сигналами с приходом предупреждающей информации, при этом To = (5 — 10) сек; в) принятию к сведению уведомляющих сигналов, при этом То»10 сек.

Кроме того, предложенная система блокировки исключает возможность ложного выхода предупреждающих сигналов с приоритетом перед аварийными сигналами.

Форщла изобретения

Устройство для подачи сигнала тревоги на центральную станцию, содержащее каналы предупредительной сигнализации и канал аварийной сигнализации, каждый из которых выполнен в виде датчиков сигнала, подключенных к первому входу блока управления, первый ,О выход которого соединен с блоком световой индикации, первый блок запуска, выход которого соединен с первым входом первого коммутирующего элемента, первый выход которого подключен к сигнальному элементу, второй блок запуска, выход которого соединен с первым

Входом Второго коммутирующего элемента, выход которого подключен ко входу блока подачи сообщения, а второй вход коммутирующего элемента соединен с первым выходом генератора проблеска, второй выход которого подключен к второму входу первого коммутирующего элемента, кнопочную панель управления, в которой подключены первые входы первого и второго блоков запуска, вторые входы блока управления каждого канала, третьи входы которых и третий вход первого коммуzs тирующего элемента соединены через генератор яркости с задатчиком регулирования яркости, второй выход блока управления канала аварийной сигнализации подключен ко вторым входам первого и второго блоков запуска, отличаюи(ееся тем, что, с целью повышения оперативности определения аварийной ситуации, в устройство введены блокирующий узел, дополнительный коммутирующий элемент, дополнительный сигнальный элемент и третий блок запуска, первый вход которого подключен к

З5 кнопочной панели управления, второй вход— ко второму выходу одного из блоков управления канала предупредительной сигнализации, а выход — к первому входу блокирующего узла, второй вход которого подключен ко второму выходу первого коммутирующего элемен40 та, а выход к первому входу дополнительного коммутирующего элемента, второй вход которого подключен к выходу генератора яркости, третий вход к выходу генератора проблеска, а выход к дополнительному сигнальному элемен45

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 225035, кл. G 08 В 25/00, 1968.

2. Патент США № 3582949, кл. 340 †4, 50 1971.

594514

Ц! I И ИП11 1 ос дарственного коми гета (овста Министров СССР

llo делам изобретений и открытий

113035. Москва, Ж- 18>. 1 амшская HA>>., >L. 1, З>

Филиа > ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор H. Белявская

Заказ 842/48

Составитель Т. Кир>охина

Техред О, "Iyro»as> Корректор 1. Небола

Тираж 763 (1одписное