Вертикальная электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 02.06.76 (21) 2367 164/24-0 с присоединением заявки _#_ (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.02.78 Бюллетень Ме 7 (45) Дата опубликования описания 02.02.78.«1594562

2 (51) М. Кл

Н 02 К 9/04

Н 02 К 1/32

Гооударстеенный иомитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК621 313 .7 13 (088.8 ) А, А. Дукштау, Ю. А. Дегусаров, Г. Б. Пинский, А. С, Орлов, Ф. М. Детинко, .И. Ф. Филиппов, С. А. Владимирский и А. Я. Наседкина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электромашиностроеник), в частности, к охлаждению вертикальной электрической машины, например гидрогенератора.

Известна вертикальная электрическая машина например гидрогенератор, содержащая

РОтоР С IIOJIIOCdMH. ЗаКРЕПЛЕННЫМИ На ШИХтОванном из сегментов ободе, разделенном на гакеты с радиальными вентиляционными каналами våæäó ними. установленные под ротором тормоза домкраты и ве3духоразделяюгцую перегородку (11.

Недостатком указанной - конструкции является то, что нижние лобовые части обмоток статора и ротора омываются потоком воздуха, несущим с собой продукты, выделяюшиеся в процессе торможения при трении тормозных колодок тормозов-домкратов о стальные тормозные сегменты ротора. Тормозные колодки выполняются из специальных материалов ретинакса или фсррадо. имеющих сложную структуру В процессе то )можения развиваются высокие температуры и давления на плоскость трения и в воздух попадают как продукты выгорания связуюгцих колодок, так и металлические частицы стали и латуни. Поскольку в воздухе, циркулируюшем через гидрогенераторы, всегда содержи>ся некоторое количс«гво масляных паров. все продукты торможения оседают íà поверхности нижних лобовых частей обл>оток статора и ротора. тел| самым резко уменьшая электрическое сопротивление повер.ности изоляции и создавая вероятнос1.. «е перекрытия. В гидрогенераторах, раоотающпх в пиковых режимах и часто потому останавливаемых и пускаемых, загрязнение поверхностей изоляции обмоток происходит очень интенсивно и требует длптельн; х выводов машин о в ремонт для мойки и очистки обмоток.

Наиболее ярко этот недо .аток проявляется в машинах с высокими окружными скоростями вращения, в которых процесс торможения протекает особенно пап яженно.

Также извест; а в< птикальная электрическая машина. например гидрогсHppQTop, содер жагцая ротор с об>ч ками и полюсами, репленными íà III> хтованном пз сегментов )00де, ра3 >еленном на пакеты с радиа,,«ыми ве>ITII,.»IöHoííûìH каналами между II t ми, установленные под ротором тормоза-3»>1>pHTI и

20 во3духоразделяющую перегородкх. охватываю шую по периферии тормоза-домкраты (21.

Эта конструкция хотя и пр«.>отграшает рециркуляцию воздуха, но не и«ключа«> п»падание отходов торможения на нижние лобовы« части оомоток, кроме тс го, не обеспсчиваез

594562 достаточной эффективности охлаждения и легкодоступности к полюсам ротора снизу.

С целью устранения указанного недостатка в предлагаемом устройстве нижний пакет обода ротора выполнен с расположенными между полюсами окнами, через которые нижний вентиляционный канал сообщен с торцовой зоной ротора, минуя тормоза-домкраты.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Остов ротора 1 с клиновой полосой 2 выполняется со сплошной нижней полкой без окон.

На зубе 3 клиновой полосы 2 закреплен шихтованный из сегментов обод ротора 4, состоящий из пакетов с вентиляционными каналами 5 между ними. В нижнем пакете обода ротора между полюсами имеются сквозные окна 6 для выпуска воздуха из нижнего вентиляционного канала в торец ротора.

Пакеты обода ротора стянуты шпильками 7, которые служат также и для крепления снизу к ободу ротора тормозных сегментов 8.

На периферии обода 4 крепятся полюса 9 с обмотками. Под ротором по окружности расположены тормоза-домкраты 10. За тормозами, отделяя их от пространства, где расположены нижние лобовые части полюсов, размещается вертикальная воздухоразделяющая перегородка 11. При этом окна 6 между полюсами в нижнем пакете обода ротора выходят в пространство за перегородкой 11 в торцовую зону ротора.

Воздух из остова ротора 1 проходит в вентиляционные каналы 5 обода ротора и далее в межполюсное пространство. Из нижнего вентиляционного канала часть воздушного потока через специальные сквозные окна 6 проходит в торцовую зону ротора. При этом важно отметить, что этот поток минует тормозную систему и потому не загрязняется продуктами торможения, которые задерживаются вертикальной воздухоразделяющей перегородкой.

Для обеспечения достаточного количества воздуха, поступающего в торцовую зону, нижний вентиляционный канал обода ротора может выполняться большей высоты, чем остальные.

Нижний пакет обода ротора механически напряжен меньше, чем средние, так как он не несет нагрузки от полюсов. Кроме того, наиболее напряженным сечением в ободе является сечение, проходящее через хвосты полюсов. Поэтому выполнение окон между полюсами в нижнем пакете обода ротора не ослабляет его механическую прочность.

В верхней части ротора может быть либо сохранена традиционная система вентиляции и обычная конструкция, либо использована аналогичная описанной выше. Выполнение предла гаемой системы вентиляции и конструкции

1в согласно изобретению позволяет исключить из вентиляционного тракта гидрогенератора участок с тормозами-домкратами и тем самым попадание в циркулирующий через машину воздух продуктов торможения, загрязнение ими нижних лобовых частей обмоток статора и ротора и снизить в связи с этим сопротивление изоляции обмоток, что, в свою очередь, повышает надежность и долговечность работы гидрогенераторов.

Изобретение может быть использовано на

20 любом электромашиностроительном предприятии, выпускающем гидрогенераторы.

Формула изобретения

Вертикальная электрическая машина, например гидрогенератор, содержащая ротор с обмотками и полюсами, закрепленными на шихтованном из сегментов ободе, разделенном на пакеты с радиальными вентиляционными каналами между ними, установленные под ротором

30 тормоза-домкраты и воздухоразделяющую перегородку, охватывающую по периферии тормоза-домкраты, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения загрязнения обмоток продуктами торможения, нижний пакет обода ротора выполнен с расположенными между полюсами окнами, через которые нижний вентиляционный канал сообщен с торцовой зоной ротора, минуя тормоза-домкраты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Книга Альпер Т. И. и Сергиевской Т. Г.

Охлаждение гидрогенератора, М., «Энергия», 1969, с. 7, 10.

2. Авторское свидетельство СССР № 462251, кл. Н 02 К 9/02, 1973.

594562

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Хлудова

Заказ 863/51 Составитель Л. Карцева

Техред О. Луговая Корректор Л. Гриценко

Тираж.891 Подписное