Рабочее колесо турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е п1159552I

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.1 0.76 (21) 2409733/24-06 с присоединением заявя<и М (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.78. Бюллетень Ме 8 (45) Дата опубликования описания 10.03.78 (5 l ) Ч. Кл. - F 01 D 5 30

Государственный комитет

Совета Иинистров СССР (53) УДК 621.438(088.8) ll0 делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Л. P. Алишоев, Д. А. Аркадьев, E. Б, Карпин и С. Г. Темкин

Научно-производственное объединение по технологии машиностроения (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение касается турбомашин, в частности рабочих колес турбомашины.

Известны рабочие колеса турбомашин, содержащие лопатки, снаби<енные хвостовиками, расположенными в кольцевом пазу диска (1)

Однако такое выполнение не обеспечивает достаточной надежности работы.

Известны также рабочие колеса турбомашин, содержащие лопатки, снабженные хвостовиками с полками, расположенными в кольцевом пазу диска, и упорные вкладыши, имеющие с одной стороны наклонную поверхность и установленные по обе стороны каждой полки большим основанием к центру диска (2).

Однако и такое выполнение не позволяет получить достаточную надежность работы колеса.

Цель изобретения — повышение надежности работы гутем увеличения усталостной прочности.

Это достигается тем, что каждая полка со стороны вкладышей выполнена со скосами, а вкладыши обращены к полке наклонной поверхностью, контактирующей со скосом по всей длине.

На чертеже представлено меридиональное сечение рабочего колеса.

Оно содержит лопатки 1, снабженные хвостовиками 2 с полками 3, расположенными в кольцевом пазу 4 диска 5, и упорные вкладыши 6, имеющие с одной стороны наклонную поверхность 7 и установленные по обе стороны каждой полки 3 большим основанием 8 к центру диска 5. Каждая полка со стороны вкладышей 6 выполнена со скосами, а вкладыши обращены к полке наклонной поверхностью 7, контактирующей со скосом полки 3 по всей длине.

При работе под действием возникающей прп вращении колеса центробежной силы вкладыши 6 перемещаются в радиальном направлении от центра диска 5 и заклинивают

I!îë!<ó 3 каждой лопатки 1. Вследствие этого значительная часть переменного изгибающего момента от инерционных сил, возникающих при акспальном колебании лопатки 1, переда20 ется на диск 5 не через хвостовик 2, а непосредственно ерез вкладыши 6. Поэтому переменные напряжения в хвостовпке 2 и диске 5, уменьшаюгся и соответственно увеличивается усталостная прочность колеса.

Формула изобретения

Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, снабженные хвостовикамп с полками, расположенными в кольцевом пазу диска, 30 и упорные вкладыши, имеющие с одной сто3)%:) 21

Гое.;. по ель С. Зар)н(кий 1 ехрг (И. Михайлова

1(., рев t<>Jtt,i k Хмелева

:i Л. Брахнина

Редактор Н. Богатова l u;! t t t te nv

Заказ 118/16 Изд. i > 287 Т)!ра)к 680

НПО Гоеударетв(ного комii:(:в Гово:а Мппиет! ов (Х.(.Р по,.е t;t)t изооретеtittt! и открыти)!

113035, Мое).в(>,, )К-35, 1 (>уttt(ê;t)t вао, д. ) 5

Типографии, пр. Гап1вова, 2

I)olIhi наклоннУ10 НОВС1> NJJOcть и 1 ст(! !!OH, l(н ны( по Обе стОРОиы к)1;кдОЙ !lo, JI(Ii 0(), i ilIJJI>I ocilo.

Ванне(1 к центру диска, о т л:! ч и:о BI, с с с я тс11, что, с цель|О НОВ ышс)! Пя 11;! Дс>кнос 1 и В )) а(1OTB IIX TC(l уBC Ilitl(.Пня ), i та. lo(тllo!l Il,>о и!(» т и, каждая полка со стороны Вклады)цсй Вы)Io;IH0H3 co cKocB v1J.I, а BK1адhIIIIJI 001)BI!I,cv,hl K по 1 кс н(! к. IОП ПОЙ lloH(Р."иост!>!(>, ()J! I t! К I it J) t го .

IЦ(Н СО СКО(0>,1 110 ВС(Il 1 ) ill!(. 1010 !!!П>х!! Пнфор:ti )ции, Jt() 1JJ)! ki,Jc ll0 Вниз>апис при экспертизе

1. ),нриц!(и! . Т. (:. П,lp. конструкция и pac-!

l, i !)!)0 i. !()c г; дс: !!. IОЙ Il(tpoBhl. (и газоиых т.,)бин. (1., <Ман!Пн )с!роение», 1968, с. 27.

2. I1 . гс i i Гср)l;i! Пи, >о 200780, кгн 14C., 1 I, 02».: I t, б..:! !(Б