Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е иц595528
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.12.76 (21) 2434922/25-06 (51) М. К ч з Г 01 P 3/20
F O2N 17/04 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.78. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 29.03.78 (53) УДК 621.43-713 (088.8) ла делам изобретений и ат :,о,нтнй (72) Авторы изобретения
В. И. Серегин, Б. Г. Прусаков, А. Г. Шаевич, И. А. Курзель, В. 3. Оберемок, В. Н. Варваров, А. Н. Моисейчик и Е. Н. Зайченко
Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И, А. Лихачева и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявители (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к системам жидкостного охлаждения для двигателей внутреннего сгорания, снабженным устройствами предпускового подогрева.
Известны системы охлаждения для двигателей внутреннего сгорания, содержащие контур с последовательно соединенными рубашкой охлаждения цилиндров, радиатором, циркуляционным насосом и котлом-подогревателем 111.
Недостатком таких систем является то, что котел-подогреватель увеличивает ее гидравлическое сопротивление, а также то, что перед запуском двигателя требуется прогревать всю жидкость, заполняющую систему, из-за чего необходимо увеличивать тепловую мощность подогревателя.
Известна также система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания, содержащая основной контур с рубашкой охлаждения цилиндров, радиатором и циркуляционным насосом, всасывающий патрубок которого подсоединен к радиатору, и подключенный к рубашке охлаждения цилиндров дополнителbíblé контур предпускового подогрева, снабженный котлом-подогревателем, расположенным в нижней точке системы, и вспомогательным насосом, напорный патрубок которого подключен к впускному патрубку котла (2).
Такая система дает возможность перед запуском двигателя сначала прогревать жидкость только в рубашке охлаждения цплиндроь, что позволяет уменьшить тепловую мощность подогревателя, а затем полностью заливать систему жидкостью и отключать дополнительный контур предпускового подогрева, который в нераоотающем состоянии не создает сопротивления течению жидкости.
Недостатком такой системы является то, что
15 в случае работы двигателя на большом морозе при неработающем подогревателе возможно замерзание воды в дополнительном контуре предпускового подогрева, так как через него не циркулирует жидкость. Тем самым сни20 жается надежность работы системы.
Пель изобретения — повышение падежпости работы системы путем предотвращения замерзания воды в неработающем котле-подогревателе.
25 Это достигается тем, что контуры циркуляции сообщены между собой при помощи обводной трубы, подключенной к впускному па.
595528 трубку котла и всасывающему патрубку циркуляциош|ого насоса и снабженной дросселем.
На фпг. 1 показана схема предлагаемой системы; па фиг. 2 — расположение элементов системы.
Система охлаждения для дв!ггателя 1 внутреннего сгорания содержит основ:!ой контур 2 с рубашкой 3 0: :. аждепия I!i! IiiH (poB, pl!диатором 4 и циркуляциопньп! насосом 5, и подк:почепный к рубашке охлаждения цилиндров дополнительный контур б предпусковогс подогрева, снабженный котлом-подогревателем 7 и вспомогательным насосом 8. Циркуляционный насос 5 привод!!тся от вала двигателя 1 через ременную передачу 9 (см. фиг.2).
Всасывающий патрубок 10 пасоса 5 подсоединен к радиатору 4. Котел-подогреватель 7 расположен в нижней точке системы. Напорный патрубок 11 вспомо".àòå.ëüíîãî насоса 8 подключен к впускному патрубку 12 котла-подогревателя. Вспомогательный насос 8 приводится электродвигателем 13. контуры 2 и б циркуляции сообщены между собой при помощи обводной трубы 14, подключенной к впускному патрубку 12 котла-подогревателя 7 и всасывающему патрубку 10 циркуляционного насоса 5. Ооводная труба 14 снабжена дроссслсм 15.
Система работает следу1ощим образом.
При необходимости предпускового подогрсва двигателя включают подогреватель и электродвигатель 13. жидкость, засасываемая вспомогательным hBcocOM 8 из рубашки 3 охла>кдения цилиндров двигателя, поступает в котел-подогреватель 7, в нем нагревается н поступает в рубашку 3. После BBBócêа разогретого двигателя подогреватель и электродвигатель 13 выключают. При работаю цсм двигателе и неработающем подогревателе жидкость циркулирует главным ооразом в осно--пом контуре !срез рубап1ку 3 охлаждения цилиндров, радиатор 4 11 IIBcoc 5. Часть жидкости цирк1.лпрует через насос 8 и котел-подогреватель 7, поступая из ш1х в обводную трубу 14 и далее в основной контур 2. Дроссель
15 ограничивает расход жидкости, проходяп
Циркуляция жидкости через неработающий котел-подогреватель !рп работа!ощсм двигателе п1) сд01 Вр аlцас! з
-см самы; повышает адсжпость р;.боты ciiстем ы.
Формула изобретения
Спс! см!! охлаждения для двигателя вн1трсн1;его сгорания, содср>кащая основной контур
C pk башкой Охлаждс:IHH IIII;IIIEI3pOB, pB3IIBTOром и щ!ркуляционпым насосом, всасывающ! и патрубок которого подсоединен к радиа20 тору, и ilодкл!очеппый к рубашке охлаждения цп.м:пдров дополнительный контур предпускового подогрева. снаб.кенный котлом-подогревателем, расположенным в нижней точке системы, и вспомогател >i!i>III насосом, на23 порный патрубок которого подкл!очен к впускному патрубку котла, отл и ч à 10 щ а яс я тем, что, с целью повышения 1!адежности работы путем предо-.вращения замерзания воды в неработающем котле-подогревателе, кон30 туры циркуляции сооб!цены между собой прп помощи обводной трубы, подключенной к !
Elf,, скг!О1!! IIBTpу бку KQT IB 11 Всасывающему патрубку цпркуляционного пасоса и снабженной дросселем.
33 Источники информации, ),p1!!!ятыс ВО ВниiIBние при экспсртизе
1. Ливе:!цев Ф. Л. Силовые установки с двиI BTO B:i: II DIIi, TpCiiHC. 0 CI Op BI!i!El. Л., «Машиносrpoeiiliс», 19б9, с. 217, фиг. 121. .!О2.,Л В1орское сви,!стсльство СССР !Ъ359427, кл. F 021 17,/04, 1971.