Устройство для включения рабочего органа металлорежущего станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаявленО 23,06,76 (21) 2375757/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 050378 Бюллетень № 9
Союз Советскин
Социалистически>
Респ)тбпик (11) 596377 (Sl) М. Кл.
В 23 В 19/00
В 23 GL 1/08
Говуйаратванный номатвт
Совета Мнннвтров CCCP ао ааааа неоорвтвннй н отнрытнй (53) УДК 621 941-2 (088. 8) (45) Дата опубликования описания 14,0278
% (72) Авторы изобретения
Е. Ф..Бокк и М. A. Белицкий (7!) Заявитель специальное конструкторское бюро при Рязанском станкоэаводе (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО
СТАНКА
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в металлорежущих станках для подключения рабочего органа, например шпинделя токарного станка,к приводу.
Известно устройство для включения рабочего органа металлорежущего станка, содержащее две фрикционные муфты и механизм управления ими, снабженный рукояткой, вилкой и втулкой вклю- 10 чения, связанной с приводным валом 11.
Цель изобретения — снижение усилия на рукоятке при включении рабочего органа металлорежущего станка без снижения качественных факторов процес- 15 са включения.
Для этого предлагаемое устройство для включения рабочего органа металлорежущего станка снабжено двумя зубчатыми колесами, установленными на ЯО втулке включения по обе стороны вилки и попеременно кинематически связанными с неподвижно закрепленной на корпусе шпиндельной бабки зубчатой рейкой. С вилкой зубчатые колеса соп- 25 рягаются посредством тел качения, а с втулкой включения — посредством фрикционных прокладок.
На чертеже изображено описываемое устройство .цля включения шпинделя (ра-З0 бочий орган) токарного станка. Оно содержит две фрнкционные многодисковые муфты сцепления 1 и 2 н механизм управления этими муфтами. Ведущие диски обеих муфт с возможностью только осевого перемещения установлены на приводном валу 3, а ведомые диски также только с возможностью осевого перемещения — на зубчатых колесах 4 и
5, передающих прямое и обратное вращение »а шпиндель станка (на связанные со шпинделем зубчатые колеса 6 и
7) .
Механизм управления муфтами включает в себя рукоятку (на чертеже не показана), с которой тягой 8 связана вилка 9, входящая в кольцевой паз втулки включения 10, посаженной на вал 3 при помощи шпонки 11.
Втулка 10 при своем движении попеременно взаимодействует с одним из двух длинных плеч рычага 12, свободно сидящего на оси 13, закрепленной в валу 3.
Короткое плечо рычага 12 тягой 14 связано с нажимной втулкой 15, скрепленной с тягой 14 штифтом 16.
В пазу втулки 10 кроме вилки 9 оппозитно по обе стороны от последней установлены два зубчатых коничес596377 ких колеса 17 и 18, взаимодействующих внутренними торцами с вилкой 9 посредством шариков 19, а с боковыми стенками паза втулки 10 — посредством фрикционных прокладок 20, выполненных из материала с высоким коэффициентом трения.
С зубчатыми колесами 17 и 18 входит в зацепление зубчатое коническое колесо 21, смонтированное на кронштейне 22 вилки 9. Через зубчатые колеса 23 и 24 вращение колеса 21 переда ется на колесо 25,постоянно сцепленное с зубчатой рейкой 26,неподвижно закрепленной в корпусе 27 шпиндельной бабки.
Описанное устройство работает следующим образом.
Исходное положение — приводной вал
3 постоянно вращается, муфты 1 и 2 расцеплены, шпиндель станка отключен от привода. В этом положении вместе с валом 3 вращаются ведущие диски муфт 1 и 2, втулка 15, тяга
14, рычаг 12 и втулка 10. Не поджатые к фрикционным прокладкам 20 зуб- 25 чатые колеса 17 и 18 остаются неподвижными, проскальзывая относительно втулки 10.
Включение шпинделя осуществляется поворотом рукоятки, в результате чего 30 тяга 8 перемещает вилку 9 с кронштейном 22, например, вправо по чертежу." Движение вилки 9 через шарики
19, зубчатое колесо 18 и прокладку
20 передается втулке 10, которая, на- 8 жимая на правое длинное плечо рычага
12, поворачивает его по часовой стрелке вокруг оси 13., Вследствие незначительного давления зубчатое колесо
18 проскальзывает относительно втулки 40
10, не сцепляясь с фрикционной прокладкой 20.
Короткое плечо рычага 12 толкает тягу 14 влево, а последняя передает это движение через штифт 16 нажимной втулке 15, которая, воздействуя на фрикционные диски муфты 1, сначала выбирает зазоры между ними, а затем сжимает с усилием, достаточным для надежной передачи через зубчатйе колеса 4 и 6 крутящего момента с привода на шпиндель.
В момент, когда зазоры между ведущими и ведомыми дисками муфты 1 выбраны и начинается их сжатие, резко воз- . растает сопротивление движению всех @ деталей механизма и возрастают контактные напряжения между ними, в частности между колесом 18, фрикционной прокладкой 20 и правой стенкой паза втулки 10, в результате чего указанные детали фрикционно сцепляются между собой и колесо 18 начинает вращаться вслед эа втулкой
10 и валом 3.
Вращение колеса 18 передается через колеса 21, 23 и 24 на колесо 25, которое. перемещается по рейке 26 вправо, увлекая за собой вилку 9 (через кронштейн 22}.
Энергия движения вилки 9, получаемая от приводного вала 3, передается втулке 10, суммируясь с энергией, получаемой от рукоятки. Суммарная энергия движения передается через тягу 14 на нажимную втулку 15 и на диски муфты 1. 3а счет этого в значительной степени. снижается усилие прикладываемое оператором к рукоятке включения, что облегчает его работу. снижает утомляемость.
При реверсировании шпинделя вслед эа движением рукоятки в противоположную сторону все подвижные детали механизма перемещаются в противоположных указаннйм выше, направлениях, в работу включаются зубчатое коническое колесо 17, муфта 2, зубчатые колеса
5 и 7, в результате чего шпиндель получает обратное вращение.
Формула изобретения
Устройство для включения рабочего органа металлорежущего станка, например шпиндельной бабки, содержащее две фрикционные муфты и механизм управления ими, снабженный рукояткой, вилкой и втулкой включения, связанной с приводным валом, о т л и.ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения усилия на рукоятке, оно снабжено двумя зубчатыми колесами, установленными на втулке включения по обе стороны вилки и попеременно кинематичес. ки связанными с неподвижно закрепленной на корпусе шпиндельной бабки зубчатой рейкой, причем с вилкой зубчатые колеса сопрягаются посредством тел ка-чения, а с втулкой включения — посредством фрикционных прокладок.
Источники информации, прийятые во внимание при экспертизе:
1. Поляков В. С. и др. Муфты, Л., 1973, рис. 126.
596377
Составитель Л. Оболенская
Техред M.Kåëåìåø
Корректор С . Па т руке на
Редактор И. Бродская
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 9В1/16 Тираж 1262 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5