Тормоз грузоупорный

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

5eer-<>< от %Аf 9- 9 °

Союз Советских

Социалистических

Республик.1 нФ (11) 596713

ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.10.75 (21) 21790 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05, 0З.78, Бюлл (45) Дата опубликования описания

Я (51) М. Кл.

Е 21 С 29/Х6

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) уЙК 622. 232.72 (088.8 ) В. П. Онифир, Г, Г. Петухов, А, P. Агранат, В. С. Позийчук и О. И. Лечина (72) Авторы изобретения

Горновский машиностроительный завод им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) ТОРМОЗ ГРУЗОУПОРНЫЙ

Изобретение относится к оборудованию и механизмам для угольных комбайнов, работающих на пластах наклонного и крутого падения.

Известны грузоупорные тормоза, в которых мощность от приводного вала передается через винтовую передачу и диски трения

jl).

Недостатком указанных тормозов является то, что для передачи мощности требуется ip значительное увеличение габаритов привода, что неприемлемо дня горных машин, работающих в стесзэнных условиях.

Известны также грузоупорные тормоза, содержащие храповое колесо, диски трения, 15 нажимную гайку и шестерню, смонтированные на приводном валу редуктора барабана. лебедки. Шестерня установлена на приводном вану свободно, зафиксирована от осевого перемещения и снабжена на торцовой пноскости кат-Ж ками, взаимодействующими с пазами, выпопненными на нажимной гайке $2).

Недостатком известного тормоза являет ся то, что мощность от приводного вала передается. через винтовую передачу, а пакет 25

Г дисков трения, связанный.с храповиком, выцонняет функцию фрикционного тормоза, за мыкаемого весом груза.

Белью изобретения является повышение удельной мощности и надежности привода.

Это достигается тем, что на приводном

parry жестко посажен через втулку второй пакет дисков трения, расположенный между торцом храпового колеса и первым пакетом дисков, разделенных нажимным диском, причем оба пакета связаны между собой через . наружную обойму храпового колеса.

На чертеже изображен предложенный грузоупорный тормоз, продоньный разрез:

Тормоз состоит из двух пакетов дисков:

A и Б. В пакете А неподвижные диски 1 связаны с храповым копесом 2, а подвижные диски 3 размещены на нажимной гайке

4. Храповое колесо 2 через втулку 5 свободно посажено на вал 6, установленный в корпусе 7 редуктора на подшипниках 8 и 9.

Вал 6 зафиксирован от осевых перемещений подшипниками 10 и ll. Шестерня 12 установлена на.вану 6 на подшипниках 13 и зафиксирована от осевых перемещений втулка596713 э ми 14 и 15. Шестерня 12 на торцовой ппоскости снабжена катками 16, размещенными на осях 17 и подшипниках 18, взаимодействующими с пазами, выпопжнгиями на наигнмной гайке 4, Нажимная гайка 4 тормоза с приводным валом 6 соединена через винтовой механизм 19. Вап 6 приводится во вращение от гидромотора 20 через муфту 21, В дополнительном пакете Б неподвижные диски 22 связаны с храповым копесом 2, а 1О подвижные диски 23 размещен на втупке

24, посаженной на вап 6 на шпицах. Между пакетами А и Б размещен нажимной диск

25. Направление витков винтовой передача

19 и зубьев храпового копеса 2 выбрано 15 таким образом, что при вращении приводного вана 6 на подъем комбайна оба цакета дисков сжимаются нажимной гайкой 4, а зубья храпового колеса 2 свободно сиоцьзат по собачкам 26, закрепленным на ксрцусе 2В

7 пебедки на осях 2.7.

Тормоз работает спедующим образом.

Подъем комбайна. При вращении тфиводного вапа 6 в сторону подъема комбайна нажимная гайка 4 через винтовой механизм.

19 получает осевое перемещение в сторону прижатия дисков 3 к дискам 1 пакета A u через диск 25 прижатие дискон 23 к ilioкам 22 пакета Б. Тормоз замыкается и приводной вал 6, нвжимная гайка 4, диски пакетов А и Б, втулка 24 и храповое колесо

2 вращаются с одинаковой угловой скоростью. Нажимная гайка 4 через катки 16 приводит во вращение. шестерню 12 и дапее< через редуктор-барабан лебедки, В этом "сду- З> чае крутящий момент, а, следовательно, и мощность от приводного вада 6 передается через втулку 24, пакет Б, наружную обойму храпового копеса 2 на пакет А, и данае на нажимную гайку 4, где суммируясь с мо- 4@ ментом (мощностью) винтового механизма

19 и через катки 16 на шестерню 12. Мо:мент трения в дисках пакетов А и Б создается автоматически в зависимости or момента сопротивления на тормозном валу, приложенного к шестерне 12.

Спуск комбайна. Шестерня 12 и вап 6 не могут двигаться в осевом направлении, поэтому при вращении вапа 6 в сторону опускания комбайна нажимная гайка 4 перемещ ется вдоль sana„размыкая тормозные поверхности дисков обоих пакетов А и Б, Связь гайки 4:с храповым копесом 2 нарушается, она попучает возможность проворачиваться. С другой стороны, под действием веса

55 комбайна развивается грузовой момент, который приводит во вращение шестерню 12. .,Цо тех пЬр, пока скорость вращения шестерни меньше ипи равна скорости вращения вала (следовательно и гайки) происходит опус60

4 канне комбайна. Но, как только скорость вращения шестерни становится больше скорости

sana с гайкой, катки 16 шестерни 12 проворачиваот гайку 4 относитепьно вала 6, гайка 4 движется в осевом направпении в сторону сжатия дисков 3, 1,23 и 22 обоих пакетю А и Б и . стопорится через храповое колесо

2 и собачку 26.ыа корпусе 7 лебедки. В паз гайки 4 упирются каток 16 шестерни 12, которая также прекращает свое вращение. Спуск комбайна прекращается., При уменьшении скорости гайки 4 до вепичины, меньшей скорости вала 6, тормоз размыкается и комбайн вновь попучает во можность спуститься.

В резупьтате этих взаимных перемещений гайки 4, переходящих в непрерывное скоцьжение дисков 3, 1, 23 и 22. пакетов

А и Б, комбайн будет опускаться со скоростью, не превышающей скорость вращения Ва» па 6, Остановка. Под действием грузового мс мента, развиваемого весом комбайна, шестерня 12 через каток 16 проворачивает гайку

4 относительно вала 6, гайка движется в осевом направлении в сторону сжатия дисков

3, 1, 23 и 22 обоих пакетов А и Б и через храповое колесо 2 и собачку 26 стопсл рится на корпус лебедки. Комбайн останавливается и удерживается рабочим органом пебедки, В атом случае тормозной момент, пропорциональный весу комбайна, создмтся обоими пакетами А и Б, что повышает надежность удержания комбайна.

Бпагодаря тому, что дополнительный пакет,дисков жестко посажен через втулку на приводном валу и кинематически перепит крутящий момент (мощность) при подъеме комбайна на шестерыо, минуя винтовой меха! лизм, появпяется воэможность передать при водным ввгом большую мощность без увеличения габаритов привода, т.е. повышается удельная мощность привода, В этом случае мощность, передаваемая винтовой передачей, составпяет 8-LO or общей мощности приводного вала. Кроме того, дополнительный пакет дисков трения участвует в процессе торможения и удержания rpyaa, обеспечивая одновременное стопоренне храповика и приводного вада, чем повышается надежность работы тормоза и привода в целом.

Формула изобретения

Тормоз груэоупорный, преимущественно для тяговопредохранительной лебедки угольного комбайна, включающий храповое колесо, диски трения, нажимную гайку и шестерню. ,У смонтированные на приводном валу редукто596713

11НИИПИ Заказ 1077/34 Тираж 709 Подписное

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ун, Проектная, 4 ра барабана лебедки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с пелью повышения удельной мощнос1и и надежности привода, на приводном валу жестко посажен через втулку второй пакет дисков трения, расположенпый меж- ду торцом храпового колеса и первым пакетом дисков, разделенных нажимным диском, причем оба пакета связаны между собой через наружную обойму храпового колеса..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Апександров M. П. Тормозные устройства в машиностроении, М., 1965, с. 272276.

2. Авторское свидетельство СССР № 420776, кл. E 21 С 29/16, 1973.