Способ контроля теплового состояния детали и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалнстнческия
Республик
{И) 596853 (61) Дополнительное к авт. саид-ву
{Ы) М. Кл.
cf 01 м 15/00
С 01 К 11/00 (22) Заявлено 21.1076(2а) 2414344/25-06 с присоединением заявки % (23) Приоритет (43) Опубликовано 050378. Бюллетень М 9
Госцарстввяяяя аамвтвт
Ваввта Мяяястрав CCCP яо ааааа вааврвтаяяя я отярьпвв (5З) УДК
6214 3D 164 (088.8) (45) Дма опубликования описания 060378 (72) Авторы изобретения
Л.И.Пугачев, A.Ä.Ñoëoâüåâ, А.З.Хусид, Б.Н.Савицкий, В.Б.Пагануцци, И.Я.Трашутин и В.И.Бутов (7l) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛИ И
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и предназначено преимущественно для использования в двигателях внутреннего сгорания.
Известен способ контроля теплового состояния детали, например блока двигателя внутреннего сгорания, путем установки в нее плавкой вставки из эвтектического сплава с заданной температурой плавления и определения состояния вставки после работ детали с тепловой нагрузкой $1$.
Недостатком известного способа является невозможность определения продолжительности работы детали двигателя с температурой въяве заданной.
Целью изобретения является получение данных о длительности работы детали с температурой выше заданной.
Эта цель достигается тем, что состояние вставки оценивают путем определения количества выплавленного сплава, по которому судят о продолжительности работы детали.с температурой, превышающей заданную.
Устройство для реализации предлагаемого способа содержит установленную в контролируемую деталь, по меньшей мере., одну плавкую вставку, выполненную в виде корпуса с двумя камерами: верхней — заполненной эвтсктическим сплавом, и нижней, соединенными между собой калиброванным отверстием для перетекания сплава, и. вентиляционным каналом для выравнивания давления между камерами.
На чертеже представлено устройство для осуществления предлагаемого способа.
Корпус 1 вставки закреплен внутри двигателя на теплонапряженной детали и имеет камеры 2 н 3, верхнюю и нижнюю соответственно. Верхняя камера 2 заполнена эвтектическим сплавом 4 с температурой плавления, соответствующей температуре перегрева детали.
Верхняя 2 и нижняя 3 камеры соединены между собой калиброванным отверстием 5 для перетекания сплава 4 и вентиляционным каналом 6 для выравнивания давления между камерами Ъ и 3.
Устройство работает следующим образом.
Перетекание эвтектического сплава 4 под собственным весом из верхней камеры 2 в нижнюю 3 происходит лишь во время перегрева теплонапряженных деталей выше заданной температуры. Переход сплава 4 из твердого состояния в жидкое происходит почти мгновенно, 596853
Составитель О,Немцов
Техред М. Борисова Корректор Н . Яцемирская
Редактор М.Васильева
Заказ 1129/42 Тираж 1012 Подписное
ЦИИИПИ Росударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул..Проектная, 4 что позволяет обеспечить точность измерений в пределах 2-3Ъ.
При снижении температуры в системе охлаждения до нормы, сплав 4 застывает, перекрывая калиброванное отвер- 1 стие 5, и его перетекание в нижнюю камеру 3 прекращается, что позволяет путем определения количества выплавленной части сплава определить длитедьиость работы детали с температуроИ аьаие заданной.
Вентиляционный канал 6 служит для выравнивания давления между камерами при перетекании расплавленного звтектического сплава.
Объем .верхней камеры 2.вставки и колйчество заливаемого в нее звтектического сплава 4 выбирают из расчета, что полное перетекание сплава происходит за суммарное время, соответствующее длительности работы детали с перегревом.
Использование в эксплуатации двигателей внутреннего сгорания предлагаемого способа и устройство для контроля теплового состояния деталей 25 позволяет достоверно зафиксировать факт и продолжительность перегрева деталей, как причину выхода иэ строя двигателя.
Формула изобретения
1. Способ контроля теплового состоя ния детали, например блока двигателя внутреннего сгорания, путем установки
2 в нее плавкой вставки из звтектического сплава с заданной температурой плавления и определения состояния вставки после работы детали с тепловой нагрузкой, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью получения данных о длительности работы детали с температурой выше заданной, состояние вставки оценивают путем определения количества выплавленного сплава, по которому судят о продолжительности работы детали с температурой, превышающей заданную.
2. Устройство для осуществления способа по п.1, содержащее, по меньшей .мере, одну плавкую вставку, установленную в контролируемую деталь, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вставка выполнена в виде корпуса с двумя камерами: верхней, заполненной звтектическим сплавом, и нижней, которые соединены между .собой при помощи калиброванного отверстия для перетекания сплава, а вентиляционного канала для выравнивания давления между камерами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Толстов A.È., Миронов Н.И. Исследование температуры поршня и цилиндровой гильзы авиационного дизеля, МАП, Сборник статей 92. Оборонгиз, 1949, с.67-70.