Гидравлический рулевой механизм для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ЙСАВИЕ

ИЗОБРЕТЕИ ЫЯ

К АееТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ оюз Советских

Социалистических

Республик (11) 597589 (61} Дополнительное к авт. свид-ву (K) Заявлено 31 12 74 (21) 2091043/27-11 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 15.03 78.Бюллетень № 10 (45) Дата опубликования описания,15.03.78 (51) М. Кл.

В 62 9 5/06

Государственный намнтет

Совета Нннмтроа СССР пе денем нзобретеннй н еткрмтнй (53) УДК 629.113.0145 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Г. Груцков (71)3аявитель Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для уборки зерновых культур и самоходным шасси (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ

ТРА НСПОРТНОГО СРЕДСТВА1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и, в частности к гидравлическому рулевому механизму, для транспортного средства, Известен гидравлический рулевой механизм транспортного средства, содержащий насос-дозатор, включающий корпус, крышку и качаюший узел, состоящий иэ подви>нного ротора и зубчатой неподвижной шестерни, и управляемый насосом дозатором распределитель (1 j ..

Недостатком этого гидравлическэго рулевого механизма является разрыв потока рабочей жидкости у насоса-дозатора, нроисходящий из-эа инерционности жидкости, что снижает надежность работы механизма.

Известен также гидравлический рулевой механизм, содержащий насос-дозатор, включаюший корпус, крышку и качаюший узел, состоящий из подвижного ротора и. зубчатой неподвижной шестерни, и управляемый насосом-дозатором распределитель, выполненный в корпусе насоса-дозатора (2).

Такой гидравлический рулевой механизм технологически сложен, так как насос-до:.2 затор и распределитель объединены в об щий корпус. Кроме того, получение качест- венных .заготовок на известном механиэ» ме, а также механическая обработка деталей с несколькими точнымн поверхностями затруднены.

Цель изобретения - упрощение конструк» иии гидравлического .рулевого механизма.

Для атого в предлагаемом гидравлическом механизме распределитель размещен . в крышке насоса-дозатора, при атом каналы управления, соединяющие насос-дозатор с распределителем, проходят через зубьч неподвижной шестерни качающего узла.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема гидравлического механизма, продольный разрез насоса-дозатора и распредели теля в нейтральном положечии; на фиг.. 220 то же, но при смещенном вправо штоке распределителя; на фиг, 3 - продольный разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - поперечный разрез по E-Б нафпг, 3; на фиг. 5 — поперечный разрез по В-В на

25 .фиг. 3.

597589

Предлагаемый механизм содержит насосдоэатор 1 н распределитель 2, выполненный в крышке 3 насоса-дозатора.

Насос-доза "ор 1 включает качаюший узел 4, состоящий из шестизубого ротора

5 с круговым зубом и семизубой неподвижной шестерни 6, зубья которой выполнены в виде втулок 7. Качаюший узел 4 помещен между уплотняюшими его пластинами 8 и 9 и примыкает к корпусу 10 насоса-доэатора 1.

В полости корпуса 10 на подшипниках.

11, 12 установлен приводной вал 13 и связанная с ним штифтом 14 распределительная втулка 15, в полости которой рас- 15 положен карданный вал 16 со штифтами

17, 18. Верхняя сфера карданного вала

16 со сштифтЬм 17 установлена в полости приводного вала 13, а нижняя сфера . со штифтом 18 - в полости ротора 5.

В полости корпуса 10 имеются две! кольцевые проточки 19, 20, при атом про» точка 19 каналами 21» а проточка 20 каналом 23 соединены через соответствую-, щие отверстия 24, 25 пластины 8 с поло» стями двух втулок 7 качающего узла 4.

Помимо этого, полость корпуса 10 семью наклонными каналами 26 сообщается1 с рабочими полостями качающего узла 4 че-. рез соответствующие семь отверстий 27 пластины 8.

На внешней поверхности распределительной втулки 15 имеется шесть сквозных пазов 28, чередующихся с шестью несквоэ ными пазами 29, которые выполнены длин» нее сквозных и сообщаются с кольцевой проточкой 20 корпуса 10.

Распределитель 2 содержит шток . 30, I установленный в полости крышки 3 и удер. 40 живаемый в нейтральном положении посредством центрирующей йружины 31 и шайб

32, 33.

В полости крышки 3 имеется пять коль цевых проточек . 34--38. Проточки ° 35, 45 36 соответствующими выходными каналами

39, 40 и трубопроводами 41, "42 соединены с полостями 43, 44 гидроцилиндра 45 управляемых колес, Qae другие проточки34, 37 каналами 46, 47 соединены между собой, а вводом 48 и трубопроводом 49 с источником 50 давления, пятая„кольцевая проточка 38 выводом 51 и трубопроводом, 52 соединена с гидробаком 53; а каналами

54, 55 - с полостью крышки 3 между колЪ- 5 цевыми проточками 35-36. Помимо этого, полость крышки 3 каналами 56, 57 исоответственно - 58, 59 соединены через отверстия 60-61 пластины 9 с полостями втулок 7 качаюшего узла 4. Каналы 56, 57 через обратные клапаны 62, 63 соеди4 нены с полостью крышки 3 между кольцевыми проточками 35 и 36, На штоке 30 распределителя 2 имеется четыре кольцевые проточки 64-67, образующие пять кольцевых выступов 68-72. Кольцевая проточка 64 каналами 73-74 (показаны пунктирами), а кольцевая проточка 68 каналами 75, .76 соответственно соединены с торцовыми полостями 77, 78 распределителя 2.

В нейтралнном положении штока 30 распределителя 2, соответствуюшем неподвижному состоянию приводного вала 13, его кольцевые выступы 68-70 перекрывают соответствующие им кольцевые проточки 34-36 в крышке 3, а его кольцевая. проточка 67 соединяет кольцевые проточ« ки 37-, 38 крышки 3 между собой, В этом положении штока 30 распределителя 2 поток .рабочей жидкости от источника 50 давления через трубопровод

49, ввод 48, полости кольц@ зых проточек

37, 67, 38, вывод 51 и трубопровод 52 свободно циркулирует к гидробаку 53.

При поворота рулевого колеса, например, по часовой стрелке поворачивается в атом направлении и связанный с ним приводной вал 13, который через штифт 14 вращает в ту же сторону распределительную втулку 15 насоса-доэатора 1, а через карданный вал 16 и штифты 17, 18 -.ротор 5 качающего узла 4.

В начальный момент такого синхронноro вращения алементов насоса-дозатора 1, npuaoWor вала 13, распределительной втулки 15 и ротора 5 рабочая жидкость из уменьшающихся рабочик полостей а качаюшего. узла 4 выталкивается зубьями ротора 5 и через отверстия 27, каналы

26 и совмещенные с ними несквоэные пазы 29, кольцевую проточку 20, канал 23, отверстие 25, полость втулки 7, отверстие

61, каналы 57, 59, кольцевую проточку

66, каналы 75, 76. нагнетается в торцовую полость 78 распределителя 2, Давлением атого потока рабочей жидкб сти шток 30, преодолевая сопротивление пружины 31, перемещается вправо, в сторону торцовой полости.77. При атом его кольцевой выступ 72 разобшает кольцев ае проточки 37, 38; выступ 70 сообшает проточки 66, 36; выступ 69 - проточки

35, 65; выступ 68 - проточки 34, 64.

В результате этого поток рабочей жидкости от источника 50 давления нагнетается по трубопроводу 49 и через ввод

48, каналы 46, 47,кольцевые проточки

34, 64, каналы 56, 58, отверстие 60, полость правого зуба втулки 7, отверстие

24, каналы 22, 21, проточку 19, торцо

597589 вы и паз и полость втулки 1 5, ск возные пазы 28 и совмещенные с ними кчналы.

26, отверстия 27 поступает в увеличивающиеся рабочие камеры о качаюшего узла 4. Давлением этого потока рабочей жидкости на правую сторону ротора 5 создается крутящий момент, облегчающий поворот ротора 5 по часовой стрелке и выдавливание рабочей жидкости зубьями ротора 5 из уменьшающихся рабочих полостей а качаюшего узла 4. Из уменьшающихся рабочих полостей а рабочая жидкость под суммарным давлением источника давления и ручного воздействия на насос-дозатор 1 выдавливается зубьями ротора 5 и через отверстие 27, каналы 26 и совмещенные с ними несквозные пазы 29, кольцевую проточку 20, каналы 23, 59, 57, отверстия 25, 61, полость левого зуба втулки

7, кольцевые проточки 66, 36, канал 40 и трубопровод 42 поступает а полость 44 гидроцилиндра 45 управляемых колес.

Иэ другой полости 43 гидроцилиндра 45 рабочая жидкость выталкивается поршнем и через трубопровод 41, канал 39, кольцевые проточки 35, 65, каналы 54, 55, вывод. S 1, трубопровод 52 свободно сливаются в гидробак 53.

При повороте рулевого колеса против о часовой стрелки происходит аналогичное взаимодействие элементов насоса-дозатора

1, распределителя 2, гидроцилиндра 45 в противоположном описанному направлении.

В случае отсутствия подачи рабочей жидкости от источника 50 давления (ава-, рийное управление) насос-дозатор 1 становится ручным насосом, при помощи которого рабочая жидкость засасывается, например, при повороте рулевого колеса цо часовой стрелке иэ полости 43 гидроцилинд-. ра 4S и по трубопроводу 41 ° <аналу 39, кольцевые проточки 35, 65, обратный клапан 62, каналы 56, 58 и далее по описанному пути нагнетается в полость 44 гидроцилиндра 45. Давлением этого потока рабочей жидкости, созданным только ручным воздействием на ротор 5 насоса-дозатора

1, перемещается поршень гидроцилиндра 45 и поворачиваются управляемые колеса.

При повороте рулевого колеса против часовой стрелки рабочая жидкость проходит

1з через обратный клапан 63, Формула изобретения

Гидра ьлический рулевой механизм для

20 транспортного средства, содержащий насосдозатор, включающий корпус, крышку и качаюший узел, состоящий иэ подвижного ро-. тора и зубчатой неподвижной шестерни, и управляемый насосом-дозатором распреде25 литель, отлича юшийс я тем, что, с целью упрощения кочструкции, рас» пределитель размещен а крышке насоса-дозатора, при этом каналы управления, соед няюшие насос-дозатор с распределителем, проходят через зубья неподвижчой шестерчи качаюшего узла.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Портнов М. Н, ."Пособие комбайнера, М., Колос, стр. 15б-159, рнс. 95, 101 1С

2. Патент США Кв 3446021, кл. 60-52, 1Я60.

5Ч7569, Ф

Фь2. S

Составитель В. Кал 1ыков

Редактор К. Шанаурова Техреду. Чудик Корректор ll. Небопа

Заказ 2263/13 Тираж 827 Подписи ое

Е НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035. Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4