Электромаховичный аккумулятор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАЙКЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТСФСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (lt) 597895 (61) Дополнительное к авт. свиа-вф Ж 544049 (22) Заявлено 11.08,75 (2l) 2170021/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 15.03.786юллетень № 10 (45) Дата опубликования описани @22.02.78 (51) М. Кл

16 Н ЗЗ!02

16 F 15/ЗО

Н 02 К 7/02

Гещваретвеяай каатет

Валата Эеиетров СКР в двлам язвбрвтвяяй я еткритий (53) У ДК 62 1. 3 1 Э. .824:621. 851. .059.2-755 (088.8) (72) Автор изобретения

Н. В. Гулиа

Курский политехнический институт (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОМАХОВИЧНЫЙ АККУМУЛЯТОР

Изобретение относится к машиностроению, а именно к электромеханическим аккумуляторам энергии.

По авт.св. Ы 544049 известен электромаховичный аккумулятор, содержащий статор, 5 и наружный ротор, снабженный витым ободом из электропроводяшего материала, балластом, контактирующим с внутренними виткамн обода, ступицей, в которой укреплен обод короткозамкнутой обмотки.

Балласт выполнен в виде радиально намагниченных постоянных магнитов, pasHo1 мерно распределенных на внутренней поверхности ротора и установленных в прорезях ступицы, причем полярность магнитов чередуется.

Недостатком известной конструкции является снижение удельной мощности н КПД

4 при увеличении зазора между статором и ротором, возникающем иэ-за упругой дефор- 20 мации обода.

Целью изобретения является повышение удельной мощности и КПД аккумулятора.

Указанная цель достигается тем, что обращенные одна к другой поверхности ста« тора и постоянных магнитов выполнены коническими, а аккумулятор снабжен автоматической следящей системой, выполненной в виде направляющих штанг, связывающих направляющие с магнитами, и подшипника, подвижное кольцо которого связано с направляющими, а неподвижное — со статором.

На фиг. 1 представлено описываемое устройство, обший вид (сплошной линией показаны положения деталей при упругой вытяжке обода m вращения, а штриховкой — . в неподвижном состоянии); на фиг. 2 — сечение А-А фиг. 1.- .

Устройство содержит обод 1, навитый иэ стальной ленты или проволоки, посаженный на ступицу 2, выполненную из, легкого я прочного материала, например дюралюминия, которая на подшипниках 3 зафиксирована в вакуумированном корпусе 4. Постоянные сегментообразные магниты 5, выполненные, например, из магнитно-твердого материала, посажены в прорези ступицы 2 и непосредственно касаются внутренней поверхности обода 1. Полярность постоянных магнитов чередуется. На корпусе 4 закреплена втулка 6 с прорезями, на которой сидит статор

7, например, из листовой электротехнической стали, с обмотками Р, сьем тока с которых осушествлиется через провода 9.

Наружная поверхность статора 7 и внутренняя поверхность магнитов 5 выполнены конусообразными, причем статор 7 имеет возможность скольжения в осевом направлении по прорезям во втулке 6, уменьшая зазор между конусообразными поверхностями 1О при движении вниз и увеличивая его при движении вверх. Движение .статора осуществляется, например, с помощью механической стабилизирующей системы, состоящей из траверсы 10 с подшипником 11 на ней, при- g чем подвижное кольцо подшипника 11, снабженное конической втулкой 12, прикасается к скошенным направляющим 13,. закрепленным на штангах 14, зафиксированных на магнитах 5. 20

Для принудительного выдвигания статофа 7 вверх предусмотрены тяги 15, выво дящиеся из корпуса 4 при помощи сильфонов 16. Траверса 1G проходит через прорези во втулке 6 и концы ее зафиксиро- 25 ваны на статоре 7.

Устройство работает следующим образом, Разгон обода 1 при накоплении энергии осуществляется путем подачи переменного тока в обмотки 8 статора 7,, причем про- _#_ цесс разгона может быть осуществлен как регулированием частоты питающего тэка при работе электромашины в режиме синхронного двигателя, так и подачей тока постоянной частоты при работе злектромашины в режиме асинхронного двигателя. Короткозамкнутым ротором в этом случае является ступица,2 1 выполненная из алюминиевого сплава. Злементы цилиндрической поверхности ступицы, находящиеся между магнит- Е ными магнитами 5 и щеками, замыкающими их с торцов, выполняют роль короткозамкнутой обмотки ротора.

Отбор мощности электромаховичного аккумулятора осуществляется при переключении обмотки 8 на потребитель энергии при вращающихся вместе с ободом 1 постоянных магнитах 5.

При увеличении зазора между статорэм

7 и магнитами штанги 14 вместе с,направляющими 13 раздвигаются, следуя за магнитами 5, и подвижное кольцо с втулкой

12 подшипника 11 вместе с траверсой 1О и статором 7 опускаются. Статор 7 при этом скользя по втулке 6, под действием собственного веса и магнитных сил, втягивается в коническую полость, образованную магнитами 5 до упора кэнической втулки

12 в поверхность направляющих 13, в результате чего зазор уменьшается до допустимых пределов. При необходимости отвода статора 7 эт магнитов 5, например, для уменьшения потерь при холостом вращении (выбеге) обода 1 тяги 15 выдвигаются вверх через сильфэны 16, поднимая статор

7. Зазор между статором 7 и магнитами

5 лри зтэм увеличивается.

Такое выцолнение конструкции аккумулятора позволяет стабилизировать зазор между статором и ротором электромашины, что повышает ее удельную мощность и КПД.

Формула изобретения

Электромаховичный аккумулятор по авт.св. Ьй 54404-9, о т л и ч а ю m и йс я тем, что, с целью повышения удельной мощности и КПД, обращенные одна к другой поверхности статора и постоянных магнитов выполнены коническими, а аккумулятор снабжен автоматической следящей системой, выполненной в виде направляющих штанг, связывающих направляющие с магнитами, и подшипника, подвижное кольцо которого связано с направляющими, а неподвижное - со статором.

Составитель В. Штукарев

Редактор Н. Аристова Техред О. Андрейко Корректор С. Гарасиняк

Заказ 1194/30 Тираж 1 198 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4