Устройство для графического решения задач по непотопляемости корабля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СССР

_#_ 59833

Класс 42 m, 36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретении I о

М. А. Белоцерковский.

Устройство для графического решения задач по непотопляемости корабля.

Заявлено 12 ноября 1940 тода ь НК ВМФ за Хе 3049.

Опубликовано 30 апреля 1941 года.

Решение задач по непотопляемости корабля путем вычисления является очень трудоемким. Согласно изобретению, предлагается прибор, облегчающий получение данных по непотопляе- мости корабля, основанный на решении задач по непотопляемости корабля графическим путем. Графический метод решения задач по непотопляемости корабля может быть применен в следующих случаях: а) в процессе проектирования корабля при исследовании вопроса о рациональном размещении главных переборок; б) при изучении вопроса об изменении посадки и устойчивости корабля в случае затопления различных отсеков и их групп; в) в условиях боевого использования корабля во всех случаях, требующих применения боевых таблиц непотопляемости.

Последний случай использования графического метода, при котором необходимо в наикратчайший срок при серьезной аварии найти отделения, затопление которых даст возможность полно-стью или в значительной мере ликвидировать полученные кораблем крен и ,дифферент, является самым важвым.

Имея два графика, один из которых учитывает те отделения, затопление которых для выравнивания корабля производится в первую очередь, а второй учитывает резервные отделения, можно механически на графике найти нужное решение при посредстве предлагаемого устройства, изображенного на чертеже (вид спереди).

Устройство в основном состоит из неподвижного щита с нанесенной на нем кривой контрзатопления и подвижных на нем искателей, перемещаемых по кривой .контрзатопления, причем од ион искатель соотт ветствует носовой, а второй — кормовой ча(стим кр)ивой.

Щит изготовляется из ди электри ческого материала и снабжен врезанной в него кривой контрзатопления 1, представляющей поставленную на ребро соответственно изогнутую медную полоску с таким расчетом, чтобы она несколько выступала из поверхности щита и резко выделялась на поверхности последнего. Кривая контрзатопления 1 снабжается шкалой, величина делений которой, взятых в определенном масштабе, соответствует отдельным отсекам, корабля, а черты делени и — гла вным поперечным переборкам корабля.

59833

Против делений шкалы проставляются номера соответствующих переборок корабля.

Щит имеет кулисы 4 и 5, кривизна которых соответствует носовой и кормовой частям кривой контрзатопления.

Кулисы 4 и 5 предназначены для направления искателей 2 и 3 при перемещении их вдоль носовой и кормовой частей кривой контрзатопления 1. Перемещение искателей осуществляется при посредстве шарнирно сочлененных параллелограмов 6 и 7.

Оба искателя 2 и 3 по оформлению одинаковы и выполнены в виде угольников, внутренняя горизонтальная кромка которых несет в соответствующем масштабе деления углов крена, а вертикальная кромка имеет деления диферента. Угольники искателей 2 и 3 углами расположены встречно по отношению один к другому.

Угольники искателей изготовляются также из ди элекмрического мач ериала и их ветви снабжены соприкасающимися с кривой контрзатопления движками-индексами 8, 9, 10 и 11, закрепляемыми на угольниках в требуемом положении при посредстве стопорных винтов. Передвижением движков-индексов и укреплением их винтами фи,кси|руются полученные кораблем аварийные крен и диферент. Движки 10 и 1!, выполненные в виде обойм, охватывающих горизонтальные ветви угольников, с тыльной части имеют цилиндрические стержни, проходящие через кулисы в щите и удерживаемые от выпадания гайками с шайбами, расположенными на тыльной стороне щита.

Длина кулис должна быть такова, чтобы вертикальный движок, установленный на нулевом делении шкалы, мог при движении искателя попасть на кривую. Кулисы 4 и 5 не должны доходить до кривой контрзатопления 1.

В верхней части щита установлена сигнальная лампочка 12. Вся электрическая проводка скрыта на задней стороне щита.

Пользование устройством сводится к следующему. Немедленно после выяснеяия полученного кораблем прм аварии крена и диферента их значение фиксируется на шкалах соответствующего искателя, однако может получиться, что горизонтальный движок-индекс, связанный с ползуном, не может выйти за пределы кулисы; в этом случае необходимо переместить горизонтальную шкалу относительно движка.

Установив и закрепив движки-индексы, начинают перемещать угольник-искатель из наинизшего положения по направляющей кулисе при посредстве имеющейся на движке пуговки. Деление, зафиксированное на горизонтальной шкале, будет скользить по кривой,. а зафиксированное деление при посредстве движка на шкале вертикальной ветви попадет на кривую в какой-то момент передвижения искателя. Этот момент, определяемый замыканием кривой контрзатопления и движком шкалы диферента, сигнализируется зажиганием лампочки 12 на щите. Последнее достигается тем, что движок шкалы диферента снабжен выступом, который при замыкании с кривой контрзатопления включает ток в цепь питания лампочки 12.

При полученной кораблем аварии крен или диферент могут оказаться столь значительными, что не могут быть ликвидированы полностью путем контрзатопления. В этом случае движок шкалы диферента вовсе не касается шины кривой контрзатопления, а отмечается наиболее близкое его положение по отношению кривой, которое и определит наиболее подходящее решение вопроса.

Предмет изобретения.

1. Устройство для графического решения задач по непотопляемости корабля с применением щита и сигнальной лампочки на нем, о т л и ч а ющ е е с я тем, что щит снабжен врезанной в него контактной кривой контрзатопления корабля с делениями, соответствующими числу отсеков корабля, взаимодействующей с искателями 2 и

3, которые выполнены в виде угольников, внутренняя горизонтальная кромка которых несет в соответствующем масштабе деления углов крена, а вертикальная кромка имеет деления диферента.

59833

Отв. редактор П. В. Никитин

Тип. „Сов. леч., М б6519. Зак. ¹ 3916 †4

Госпланиздат

Цена 35 кол..

2. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что искатели 2 и 3 выполнены подвижными вдоль кривой контрзатопления в направляющих их кулисах 4 и 5 при посредстве шарнирносочлененных параллелограмов 6 и 7 и их вертикальные и горизонтальные ветви снабженьг. перемещаемыми контактными индексами 8, 9, 10, 11 для зажигания лампочки при замыканиях их с кривой контрзатопления.