Способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (al 59S154 (61) Дополнительное к авт. свид-ву

2 (53) М, Кл. (.01 В 5/20 (22) Заявлено 22.03.76 (21) 2338388/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Гасударственный квинтет

Совета Министров СССР аа делам изобретений и аткрытий (43) Опубликовано 25.03,78.Бюллетень №1 (45) Дата опубликования описания 22.03.78 (53) УДК 531.717.2:

62 1. 833 (088. 8) (72) Автор . изобретения

A. В. Высоцкий

Бюро взаимозаменяемости в металлообрабатывающей промыш пенности (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕРЫВНОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ

ПОГРЕШНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно

:. к средствам контропя зубчатых колес.

Известны различные способы, обеспечивающие опредепение прерывной кинематической погрешности зубчатых колес, которая является показателем. наибопее полно отражающим кинематическую точность и ппавность работы колеса, сочетающие попожитепьные черты как результатов комплексного контроля с измерительным копесом, так и поэлементного контропя 1 .

Известен, например, способ дпя опредепения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес, основанное на испопьзо- 15 вании прибора дпя комплексного контроля в однопрофипьном зацеплении, например

БВ-5030 2).

На приборе устанавливают контропируемоеколесои сопрягаемый с ним измеритель-gp ный элемент B виде тангенциального наконечника, производят последовательное зацепление измеритепьного элемента со всеми зубьями контролируемого колеса при последовательном повороте контролируемого коле- 5

2 са на угловой шаг (при этом контролируемое колесо каждый раз отсоединяют от шпинделя, поворачивают его на точный угповой шаг, а затем вновь соединяют колесо со шпинделем) и регистрируют относительное расположение эвольвентограмм в соответствии с погрешностями углового шага.

Такой способ требует использования специальной системы, воссоздающей эволь венту заданной основной окружности, а так же утомитепьного в эксплуатации многократного отсчета углов- поворота контролируемого колеса посредством углового шагомера и многократного разъединения, поворота и соединения колеса со шпинделем. а погрешность упомянутой системы и шаго мера щщяет на очность контродя.

Избежать указанных недостатков позволяет способ определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес, основанный иа использовании прибора для комплексного контроля в однопрофильном зацеплении Г(. Согласно этому способу устанавливают в приборе контролируемое

599154

aqaeco и сопрягаемый с ним измерительный элемент, производят по ледовательное зацепление измерительного эпемента со всеми зубьями контропируемого колеса и регистрируют рассогласование угловых поворотов двух звеньев, за одно из которых принимают измерительный элемент, а за второе — выходное звено кинематической цепи прибора, создающей согласованное движение. В качестве измерительного элемен- 10 та в известном способе используют два соосно установленных измерительных колеса, профили которых расположены через зуб в зацеппении с контролируемым: колесом.

Этот способ является наиболее близ- 15

KHM к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату. Однако весьма спбжен в реализации, поскольку тр бует использования прибора с точной образцовой передачей и изготовления двух из« 20 меритепьных колес высокой степени точности, которые должны быть точно выставлены в угловом положении одно относительно другого, Цепью изобретения является упрощение реализации способа.

Это.достигается тем, что в качестве измерительного элемента используют купачок с профилем, например эвопьвентным, соответствующим профилю зуба измерительного колеса того же модулы, что н контролируемое колесо, кулачку и контролируемому колесу сообшают согласованное прерывистое вращательное движение до начала

35 зацепления куначка с соответствующим зубом контролируемого колеса, а за второе звено при регистрации рассогласования угповых поворотов принимают контропируе мое колесо.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема (пример выполнения) прибора дпя комплексного контроля зубчатых колес, используемого дпя осуществления предлагаемого способа на фиг. 2 — контролируемое ко45 песо и кулачок в момент зацепления,на фиг. 3 — пример записи прерывной кинематической погрешности.

На шпинделях 1 и 2 прибора дпя комплексного контроля в однопрофипьном зацеплении устанавливают контролируемое копесо

3 с числом зубьев Я; и сопрягаемый с ним измеритедьный элемент в виде кулачка 4, имеющего профиль в форме эвопьвенты, со-. ответствующей профилю зуба измерительного колеса того же модуля, что н .контропируемое колесо. На фнг. 2 хорошо видно, что кулачок 4 по существу представляет собой зуб воображаемого измерительного копеса (изображено тонкими линиями с числом

/ .зубьев Е,2°4

Такой кулачок может быть выполнен например, по технологии, применяемой для из готовлениа образцовых авольвентных кулач ков, используемых для проверки авэльвентомеров.

Зубчатый сектор 5 и зубчатое колесо 6, закрепленные соответственно на шпинделях

l и 2, образуют кинематическую пару, сообщающую согласованное прерывистое вращение копесу 3 и кулачку 4. Такое расположение сектора и зацеппяюшегося с ним колеса будет иметь место, если K < > X

Если 7 > Е, то сектор 5 будет закреплен на шпийдепе 2, а колесо 6 — на шпинделе 1

Если Е 7, то расположение мажет быть

2 любым. На том же шпинделе, на котором установлен сектор 5, должен быть установ» пен привод 7.

Параметры сектора 5 и колеса 6 должны быть выбраны такими, чтобы обеспечивалось последовательное зацепление кулачка

4 со всеми зубьями контролируемого колеса 3. Такое зацепление может быть обеспечено н другими средствами, например при помсщи автономных шаговых двигателей, работающих по заданной программе и связанных каждый с одним из шпиндепрй прибо. ра, ипи периодически включаемых двигателей с регулируемым числом оборотов.

На шпинделях 1 и 2 установлены также угловые преобразователи 8 ч 9, сигналы с которых поступают на блок 10 сравнения (например фазовый компаратор), а затем на регистрирующее устройство 11.

Способ осуществляется следующим образом.

На приборе устанавливают требуемое межцентровое расстояние и настраивают прибор на контропь требуемого передаточно го отношения. Устанавпивают кулачок и регулируют устройство, определяющее вкпю чение начала и конца регистрации. Устанавливают контролируемое колесо. Настраивают и регулируют устройство для выдачи точного деления на Я и устанавливают кинематц4 ческую пару (или другое средство) дпя сообщения согпасованного ттрерывистого движения контролируемому колесу и кулачку.

В качестве устройств, определяющих включение начала и конца регистрации и выдающих точное деление на 3 (дпя получения образцового углового шага) мо-, гут быть использованы угловые преобразоватепн 8 н 9.

Устройство дпя точного депения на 31 может быть откпючено, еспн Е = Е pl, поскольку в этом случае соотношение угпов

1 поворота шпинделей будет одинаковым как в период. зацепления купачха,.так и в остальное время, 599154

5

Сообщая контролируемому копесу и купачку согласованное прерывистое вращательное движение до начапа зацеппения кулачка с соответствующим зубом колеса и производя поспедоватеньное зацепление кулачка со всеми зубьями контролируемого копеса, регистрируют рассогпасование угповых повс ротов контролируемого колеса и купачка в период их зацепления с испопьзованием дпя начапа отсчета при измерении каждого 10 зуба сигнапов о повороте контропируемого колеса на образцовый угповой шаг, "Ha показанном иа фиг. 3 примере записи прерывной кинематической погрешности изображены кривые, характеризующие погреш- д ность трех зубьев.На кривой каждого зуба отмечены характерные точки зацепления а, ayð ag р в ° в у в с р gg у с е Эти точку В частности, могут характеризовать начало (6, в1, с1) зацеппения, попюс 20

О, Ь >С } зацеппения и конец (а, в, с 5 ) зацеппения.

Отрезок Р. характеризует кинематическую погрешность зубчатого копеса и представляет собой максимальный размах амп- 25 питуд всей кривой.

Отрезок Ррг характеризует накоппенную погрешность шага по зубчатому копесу и представляет собой максимальный размах амплитуд между средними характерными точками {в данном случае между точками

О а 8% Д.

Отрезок Ь.. характеризует погрешность проГ финн и представляет собой максимальный размах амплитуд кривой одного зуба. 35

Предложенный способ может быть использован для контроля зубчатых колес самых высоких степеней точности, в част ности,дпя аттестации измеритепьных копес, поскопьку он осушествпяется без применения измерительных колес. По сравнению с йрототипом предложенный способ проще в реапиэации, поскопьку вместо двух измерительных копес, которые допжны быть очень точно изготовлены и точно выставпены в угловом положении одно относитепьно другого, в нем используют один кулачок в виде зуба, а регистрация рассогпасования углов поворотов кулачка и контролируемого колеса позвопяет избавиться от испопьзования прибора с точной образцовой передачей.

Формула изобретения

Способ опредепения прерызной кинематической погрешности зубчатых копес с использованием прибора дпя комппексного контропя в однопрофипьном зацеппении, согпасно которому устанавливают в приборе контролируемое колесо и сопрягаемый с ним измеритепьный элемент, производят последовательное зацеппение измерительного эпемента со всеми зубьями контропируемого колеса и регистрируют рассогпасование угповых поворотов двух звеньев, за одно из которых принимают измерительный эдемент, отличающийся тем, что, с целью упрощения реализации способа, в качестве измерительного эпемента испопьзуют купачок с профилем, например эвопьвентным, соответствующим профипю зуба измерительного копеса того же модуas, что и контропируемое копесо, купачку и контропируемому колесу сообщают,согцасованное прерывистое врашатепьное движение до начапа зацеппения купачка с соответствующим зубом контролируемого Копеса, а эа второе звено при регистрации рассогпасования угповых поворотов принимают контропируемое колесо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Тайц Б. A. Точность и контроль зубчатых колес. 1972 с. 235.

2. Тайц b. А. Точность и контроль зубчатых колес, 1972> с. 236-238.

3. Авторское свидетельство % 338773, кп. Q 01 В 5/20, 1970

599154 фие.З

Составитель Л. Кениг

Редактор H. Хлудова» Техред О. Андрейко Корректор А. Власенко

Заказ 1395/32 Тираж 872 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по де ам изобретений и открытии

113035,.Мос„,а, Ж 35, Рауск наб" д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4