Бон

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ж 59926

Класс 81 f

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрироеано в Отделе изобретений I осплана при СНК СССР

Л. И. Пашевский.

Бои.

Заявлено 22 августа 1939 года в НКЛес за № 2383.

Опубликовано 31 мая 1941 года.

В настоящее время на лесосплаве и наплавных сооружениях (продольные запани, молепроводы, пыжеограждающие устройства, лесонапра вляющие боны) применяются боны следующих видов сплотки: а) вицевые (на поворах и вицевых хомутах), б) шпоночные, в) болтовые, г) шпоночно-болтовые.

Вицевые боны (наиболее старый вид сплотки) в виду несовершенства и малой прочности конструкции, а главное, в виду односезонного срока службы и необходимости ежегодной их переплотки, признаются пригодными лишь для временных (односезонных и малоответственных) сооружений.

Последние же три вида конструкций считаются наиболее отвечающими техническим требованиям, и те или иные из них применяются во всех современных постоянных сооружениях, вытесняя вицевые боны.

Во всех этих конструкциях, как известно, бревна, составляющие тело бона, располагаются в один горизонтальный ряд и соединяются между собой шпонками или болтами.

Лишь в отдельных случаях применяются двухъярусные по высоте боны, представляющие собой сдвоенные однорядные шпоночные или болтовые боны, соединяемые в свою очередь вертикальными шпонками или болтами.

Присущее всем применяемым конструкциям бонов плоское в сплошной ряд расположение бревен имеет целый ряд недостатков, основными из которых являются следующие:

1) Количество бревен по ширине бона по строительным соображениям не должн о превышать 6 — 8 шт., так как при большой ширине весьма затрудн|ительна; установка шпонок и болтов;

2) с увеличением числа бревен по ширине бона резко снижается «коэфициент использования» затрачиваемой на него древесины, например, как установлено, при увеличении количества бревен с 6 до 8, т. е. при увеличении объема затрачиваемой древесины на 33%, допустимая нагрузка может быть увеличена лишь на 11 о, а расчетный пролет всего на 5%;

3) указанное в пп. 1 и 2 вынужденное ограничение количества бревен по ширине 6 — 8 штуками в большинстве практических случаев является весьма неблагоприятным, так как при применении 6 — 8-бревенного бона, например, в продольных запанях, пыжеограждающих устройствах вследствие малой его прочности приходится прибегать к частому расположению выносов и береговых или донных опор (20 — 25), что удорожает сооружение, увеличивает затраты такелажа и при этом ухудшает эксплоатационные условия (частое расположение выносов);

4) малая прочность бонов, особенно шпоночных, относительно большой оси бона (плоскости плавания), вследствие чего нередко происходит разрушение бонов при волнениях, частичных обмелениях и навалах древесины, а также при спуске и выкатке бонов на берег;

5) более прочные в этом отношении болтовые боны все же могут деформироваться, например, при ошлаговках и требуют довольно больших затрат металла на болты;

6) возможность ребрения и излома бонов при зачалке выносов за бон, пе вполне отвечающей случайной игре сил по линии соприкосновений бона с пыжом;

7) необходимость дополнительных устройств (козырьков и пр.) для предупреждения подныривания древесины при больших скоростях;

8) большие затраты труда на изготовление бонов и трудность применения механизации и скоростных методов строительства.

Для устранения или уменьшения указанных недостатков взамен существующих типов и конструкций предлагается новый тип бона, составляющий предмет настоящего изобретения.

Отличительной особенностью его является то, что он выполнен в виде пакета бревен, каждый продольный ряд которых сдвинут относительно бревен соседнего ряда так, что между двумя ближайшими хомутами, стягивающими пакет, находится один стык бревен, На чертеже фиг. 1 показываетбоковой вид одного из вариантов бона (8-бревенный); фиг. 2 — его поперечный разрез; фиг. 3, 4, 5 и

6 — поперечные разрезы других возможных вариантов бона (4, 6, 7 и 10-бревенные); фиг. 7 и 8 — часть

7-бревенного бона со стяжным хомутом, вид сбоку и в поперечном разрезе.

Как видно из чертежа, в предлагаемом боне, в отличие от всех существующих конструкций бонов, бревна 1, составляющие тело бона, не распластываются в ряд, а наоборот, группируются в пакет с сечением, близким к квадратному (фиг. 3), круговому (фиг. 5), эллипсоидальному (фиг. 6) и т. п.

Бревна 1 для образования пакета-бона стягиваются хомутами 2, охватывающими пакет по внешней поверхности его.

По длине бона (звена) бревна 1 располагаются в притык друг к другу. Стыки же бревен располагаются в разгонку с таким расчетом, чтобы стык перекрывался соседними бревнами и чтобы между двумя хомутами 2 было не больше одного стыка, например, при 8-бревенном боне и длине бревен 8,0 м хомуты располагаются через 1 м.

Хомуты практически в большинстве случаев достаточно делать из

6-миллиметровой проволоки в дватри кольца, туго затягиваемые и закрепляемые в завертку (фиг. 7).

В случае необходимости, для усиления связи, по линии хомута могут быть сделаны в бревнах небольшие бороздки, как показано на фиг. 7.

Пакеты-боны могут изготовляться в виде звеньев любой длины и с любым практически необходимым числом бревен в теле бона.

В отношении прочности на нормальные (горизонтальные) нагрузки предлагаемый бон должен быть прочнее шпоночных, так как прочность его создается и обеспечивается за счет компактного расположения бревен и отсутствия легко скалывающихся или расстраивающихся деталей, как например, шпанки, узкие щеки бревен между гнездами шпонок и пр.

Такой бон по прочности на нормальные нагрузки должен быть во всяком случае не ниже болтового.

59926

) склада и перемещаются вдоль линии станков бревна.

В форму закладываются в начале звена укороченные, согласно разбивке стыков, бревна нижнего ряда, заблаговременно заготовленные в массовом порядке.

Затем последующие по длине бона цельные бревна скатываются с вагонетки или транспортера в своих местах и легкой подправкой придвигаются в притык к соседнему предшествующему бревну. После этого таким же образом накладывается второй, а если требуется, и третий ряд. По укладке всех рядов бон стягивается проволочными хомутами; на этом изготовление бона заканчивается.

Готовый бон стаскивается в сторону через откидную стенку станка и по узкоколейке отвозится на склад готовой продукции.

В отношении же вертикальных сил предлагаемый бо н будет значительно прочнее всех указанных выше конструкций. Что же касается продольных сил, то прочность такого бона должна быть вполне достаточной даже в самой простой форме выполнения по фиг.3, так как в продольных запанях, молепроводах, пыжеограждающих устройствах, лесонаправляющих бонах на постояннь.х опорах продольные силы малы, ибо они от каждого звена передаются на опоры.

Как известно, весьма большое практическое значение имеет вопрос изготовления бонов. В этом отношении предлагаемый бон имеет большие преимущества, так как дает возможность значительно сократить трудоемкие работы, совершенно исключить плотничные работы, применить механизацию и скоростные методы изготовления.

Схема работ по изготовлению та- ких бонов состоит в следующем, На строительном участке устана- вливаются на земле простейшие станки-формы в линию или параллельно на несколько звеньев бонов.

Вдоль станков прокладывается продольный транспортер или узко- колейка, лежневка с вагонетками, 1 при помощи которых подаются со

Предмет изобретения.

Вон, о тли ч а ю шийся тем; что он выполнен в виде пакета бревен, каждый продольный ряд которых сдвинут относительно бревен соседнего ряда так, что между двумя ближайшими хомутами, стягивающими пакет, находится один стык бревен. ср иг.6 а и Г.4

Отв. редактор П. В. Никитин

Тип. «Сов. печ,», М 71281 Зак. № 4047 †7 Цена 35 коп.

Госптаниздат

К авторскому свидетельству № 59926