Устройство для автоматического улавливания и опускания штанги токоприемника троллейбуса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И
ИЗОБРЕТЕНИЯ
1Щ 6000 3
Со,оз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.08.73 (21) 1955490 07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.78. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 05.07.78 (51} М, Кл- В 60L 5 «!0
Государственный комите1
Совета Министров CCCF по дела:и изобретений и открытий (53) УДК 621.336 49 (088.8) (72) Авторы изобрстения
А. И. Тимченко, А. С. Ленович, В. Г. Стройников, А. А. Войтенко, Л. Л. Тимченко и В. М. Иванович (71) Заявители
Коммунарский горно-металлургический институт и Коммунарское троллейбусное управление (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УЛАВЛИВАНИЯ
И ОПУСКАНИЯ ШТАНГИ ТОКОПРИЕМНИКА ТРОЛЛЕЙБУСА
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автоматическим ловителям штанг троллейбусного токоприемника.
Известны штангоулавливатели, используемые для автоматического улавливания штанг троллейбусного токоприемника (11.
В этих штангоулавливателях автоматическое управление опусканием штанги осуществляется с помощью контактной системы, смонтированной в головке токоприемника или с помощью ослабления подъемных пружин.
Такие штангоулавливатели имеют сложную конструкцию и не обеспечивают надежности действия.
В штангоулавливателях, принцип действия которых основан на ослаблении подъемных пружин и опускании штанги под влиянием собственного веса, срабатывание механизма для выключения пружин зависит от угла подьема штанги при сходе ее с проводов. Все это создает неудобства при эксплуатации и ненадежность срабатывания механизма опускания штанги при различном нахождении троллейбуса под контактными проводами и высоте подвеса последних.
Из известных устройств для автоматического улавливания и опускания штанги токоприемника троллейбуса наиболее близким по технической сущности является устройство, содержащее корпус, приводной вал с наматывающим барабаном, храповик и храповую защелку.
В этом устройстве наиболее слабым и не долговечным звеном являются центральная оттяжная и верхняя натяжная пружины, быст" рый выход которых из строя приводит к полной негодности сго. Кроме того, механизм фиксации обладает инерционностью, из-за которой при сходе токоприемника с контактного
lu провода происходит подъем его выше уровня контактной сети; отсутствуют точная и своевременная информация о сходе токоприемника с контактного провода и дистанционное управление из кабины водителя. Процесс улавли15 вания токоприемника осуществляется полуавтома тически.
Цель изобретения — мгновенная фиксация штанги при соскакивании токоприемной головки с контактного привода и повышение на20 дежности работы устройства.
Это достигается тем, что храповая защелка предлагаемого устройства снабжена соленоидом, включенным в цепь питания тягового электродвигателя, приводной вал снабжен
25 гайкой, пневмомотором и двухпозиционным воздушным редуктором с дополнительным соленоидом с кнопками управления.
Устройство работает автоматически как в аварийном режиме при сходе токоприемных
30 штанг с контактного провода с соответствую600003
3 щей сигнализацией водителю, так и в рабочем режиме по команде водителя при опускании токоприемных штанг и фиксаций их под
«лирами».
На фиг. 1 показана принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — варианты расположения предлагаемого устройства на троллейбусе; на фиг. 3 — один из приводных валов со всеми элементами, находящимися на нем.
Устройство для автоматического улавливания и опускания штанги троллейбусного токоприемника расположено в корпусе 1, смонтированном в кузове троллейбуса или на крыше (фиг. 2). В корпусе имеется отверстие для пенькового каната 2, который через блоки 3 соединен с токоприемной штангой 4. На кузове троллейбуса расположены направляющие
5 для токоприемных штанг и ограничители 6 пенькового каната.
Устройство содержит приводной вал 7, расположенный па опорах 8 и 9. На валу размещены наматывающий барабан 10, храповик
11 и гайка 12, которая по посадке движения соединена с пальцем 13. На опоре 8 расположен конечный выключатель 14. Приводной вал соединен с пневмомотором 15.
Защелка 16 коленом 17 соединена с сердечником 18 электромагнита 19 и насажена на ось 20.
Электрическая часть включает в себя блок реле с пусковым реле 21 и контактами 22 и
23. Блок автоматического управления содержит пусковую кнопку 24 с блокировочными контактами 25 и управляет электромагнитом
26 с сердечником 27 и пружиной 28. В цепи питания электромагнита 19 имеются сигнальные лампы 29 и 30, тумблер 31 и электрический звонок 32, а в цепи питания электромагнита 26 — сигнальные лампы 33, 34 и тумблеры 35. Сердечник 18 поджимается пружиной 36.
Пневматическая цепь устройства содержит пневмомотор 15, который с помощью трубопроводов соединен с воздушным редуктором
37, содержащим коническую пробку 38 и вентиль 39 тонкой регулировки давления. Полости А и Б редуктора сообщены каналами В, находящимися внутри пробки 38. В аварийном режиме питание электрической части осуществляется от аккумуляторных батарей 40.
Устройство для автоматического улавливания и опускания штанг троллейбусного токоприемника работает следующим образом.
В рабочем режиме (фиг. 1), когда токоприемная головка поставлена на контактный провод, пеньковый канат 2 постоянно незначительно натягивается с помощью пневмомотора
15, в рабочую полость которого через воздушный редуктор 37 подается сжатый воздух давлением, обеспечивающим крутящий момент наматывающему барабану 10 на 50 — 70 /О меньше от величины крутящего момента, возникающего на этом же барабане от воздействия натяжной пружины штанги 4. Вследствие
25 зо
4 этого при выезде троллейбуса на обгон барабан 10 с помощью натяжной пружины штанги 4, преодолевая крутящий момент пневмомотора 15, легко вращается, разматывая при этом пеньковый канат 2. При заезде троллейбуса под контактный провод канат ослабляется и с помощью пневмомотора 15 наматывается на барабан 10.
При сходе токоприемной головки с провода контактной сети цепь питания катушки 19 размыкается контактами 22, и защелка 16 под действием пружины 36 мгновенно стопорит храповое колесо 11, которое за счет усилий натяжной пружины штанги 4 через канат 2 пытается повернуться по стрелке Г (фиг. 1).
При этом защелка 16 поворачивается вокруг оси 20 на угол а и нажимает пусковую кнопку 24, которая замыкает цепь питания катушки электромагнита 26. Контакты 25 блокируют пусковую кнопку 24. Сердечник 27 под действием соленоидной силы ЭДС втягивается и сжимает пружину 28. Загорается сигнальная лампа 33, сообщающая о сходе токоприемника с провода контактной сети. Конусная пробка 38 при этом отходит вправо и сооб|цает полости А и Б редуктора большим коническим отверстием. Таким образом, рабочее давление воздушной сети подается к пневмомотору 15, который через приводной вал 7 и жестко сидящий на нем барабан производит наматывание пенькового каната 2, опуская прн этом токоприемную штангу 4. Гайка 12 (фиг. 31, сидящая на приводном валу 7 и фиксируемая от радиального поворота пальцем 13, при наматывании каната перемещается в осевом направлении влево. В момент, когда токоприемная штанга по направляющим 5 (фиг. 2) заходит под «лиру», гайка 12 наезжает на конечный выключатель 14, который размыкает цепь питания электромагнита 26 кнопкой «Стоп». Пружина 28 возвращает пробку 38 в конусное гнездо, а токоприемная штанга 4 в исходном положении фиксируется под «лирой». Фиксацию под «лирой» сигнализирует лампа 33 или лампа 34 (они гаснут).
При наезде на обесточенные участки контактной сети (стык стрелки и прерывателя) и при отключении напряжения в сети, в случае защиты от повышения напряжения (тока), защелка 16 входит в зацепление с храповым колесом 11, но не поворачивается на угол а, так как токоприемник находится на контактном проводе и энергия натяжной пружины штанги 4 воздействует на последний.
Таким образом, храповое колесо 11 не действует на защелку 16 в направлении стрелки Г, (фиг. 1).
Для установки токоприемной штанги 4 в рабочее положение включают тумблер 31, так как контакт 23 замкнут при разомкнутых контактах 22, напряжение на катушку электромагнита 26 подается от аккумуляторных батарей 40. Сердечник 18 выводит защелку 16 из зацепления с храповиком 11, После этого появляется возможность для поднятия токопри600003
5 емной штанги 4 и установки ее на контактный провод. Установив токоприемник на контактный провод, включают тумблер 31. Для этой цели в цепи питания катушки электромагнита 19 от аккумуляторных батарей предусмотрен звонок 32, напоминающий о включении тумблер а 31.
При необходимости опустить токоприемные штанги или одну из них водитель, находясь в кабине, включает тумблер 35 или один из них.
Блокировочные контакты 25 замыкаются и токоприемные штанги (или штанга) опускаются в нерабочее положение, где фиксируются «лирами».
Сигнальная лампа 29 указывает на то, что катушка электромагнита 19 питается от высоковольтной сети, а лампа 30 — от аккумуляторной батареи 40.
Вентиль 39 воздушного редуктора 37 служит для тонкой регулировки давления воздуха, подаваемого пневмомотору 15 при рабочем режиме токоприемных штанг. Эта регулировка осуществляется для каждой натяжной пружины штанг 4.
При использовании изобретения полностью исключается возможность поломки штанг, короткого замыкания и обрыва контактной сети. Отпадает необходимость применения
IIITBHI и башмакоуловителя, обеспечивается полная безопасность пешеходов, причем процесс шта го .лавливания автоматический.
Фор мула изобретения
Устройство для автоматического улавливания и опускания штанги токоприемника троллейбуса при соскакивании головки с контактного провода, содержащее корпус, приводной вал с наматывающим барабаном, храповик и храповую защелку, отличающееся тем, что, с целью обеспечения мгновенной фикса15 ции и повышения надежности, храповая защелка снабжена соленоидом, включенным в цепь питания тягового электродвигателя, приводной вал снабжен гайкой, пневмомотором и двухпозицпонным воздушным редуктором с
20 дополнительным соленоидом с кнопками управления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
25 № 85442, кл. В 601 5/04, 1956.
2. Ребров С. А. Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов. Киев, 1972, с. 199 — 201.
600003
Р .
Составитель В. Попова
Техред Л. Расторгуева
Корректор Л. Брахнина
Редактор А. Осочников
Подписное
Заказ 1524/7 Изд. № 361 Тираж 841
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2