Судовая силовая установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И СА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

{i!1 бооо30

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Ресоублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 385826 (22) Заявлено 06.01.76 (21) 2313479/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.03.78. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 20.04.78 (51) М. Кл.з В 63Н 23/12

В 63Н 23/24

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам нзобретеннй н открытий (53) УДК 629.12-8 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. Х. Баракаи, Я. H. Вольфензон, М. И. Калинина и Е. П. Руденко (71) Заявитель (54) СУДОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым силовым установкам.

Известна судовая силовая установка, содержащая главный двигатель, соединенный с водилом планетарного редуктора, к эпициклу которого присоединен гребной винт фиксированного шага, а к солнечной шестерне — маломощная регулирующая электрическая MB шина, получающая питание от другой электрической машины, соединенной с валом главного двигателя, причем солнечная шестерня и эпицикл планетарного редуктора жестко связаны с помощью блокирующей муфты, а установка снабжена синхронным валогенератором, механически связанным с главным двигателем и электрически связанным через статический преобразователь с маломощной регулирующей электрической машиной (1).

Однако такие судовые силовые установки обладают малой мощностью заднего хода, равной мощности регулирующей электрической машины.

Целью изобретения является повышение мощности заднего хода на винте.

Для этого установка снабжена двумя разобщительными муфтами, кинематически связывающими гребной вал с эпициклом планетарного редуктора, причем одна из разобщительных муфт связана с эпициклом через паразитное колесо.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема описываемой установки; на фиг. 2 — график изменения скорости вращения звеньев установки и таблица состояния разобщитель5 ных муфт в передаче (параметры регулирующего контура выбраны для обеспечения работы установки по статической винтовой характеристике) .

Судовая силовая установка содержит глав1о ный двигатель 1, подключаемый через разобщительную муфту 2 к дифференциальному механизму с солнечной шестерней 3, эппцпклом 4, водилом 5 и сателлитами 6. От свободного конца главного двигателя 1 приводится

15 синхронный валогснератор 7, подающий питание на шины 8 судовой электростанции. От шин 8 через преобразователь 9 приводится маломощная регулирующая электрическая машина 10, связанная через одноступенчатую

20 передачу 11 с валом солнечной шестерни 3.

Вал солнечной шестерни выполнен полым и с помощью блокирующей муфты 12 может подсоединяться и внутреннему валу — валу водила 5. Эпицикл 4 дифференциального механизма соединен с зубчатым колесом 13, которос связано с ведомым колесом 14, и с зубчатым колесом 15, связанным через пара: èòíîå колесо 16 с ведомым колесом 17.

Ведомые колеса 14 и 17 кинематически свя30 заны соответственно через разобщитсльныс

600030 муфты 18 и 19 с гребным винтом 20 фиксированного шага.

Устройство;работает следующим образом.

Б рабочих режимах скорость вращения винта 20 фиксированного шага изменяется от номинальной положительной до номинальной отрицательной при неизменной скорости вращения двигателя 1 и, следовательно, при неизменной частоте вращения синхронного валогеператора 7.

Как показано на графике (см. фиг. 2), в диапазоне изменения скорости вращения винта фиксированного шага (« o) приблизительно выполняется неравенство — — 0,6 .» агг 4 — 0,6, Где J: z,» z, — з,7 (z,б, z — число зубьев соответствующего колеса.

При этом привод винта осуществляется по системе электродвижения (однопоточный режим) при отключенной муфте 2 и включенной блокирующей муфте 12 за счет работы регулирующей машины 10 в режиме электродвигателя с питанием ее от шин 8 через преобразователь 9. Изменение направления вращения винта 20 обеспечивается путем переключения муфт 18 и 19, осуществляемого при а:а:аг:агг О, Таким образом, в режимах переключения разобщительных муфт 18 и 19 отсутствует скольжение между их полумуфтами, в результате чего не возникают динамические нагрузки и существенно увеличивается срок службы энергоустановки в целом. В симметрично расположенных зонах изменения скорости вращения винта приблизительно

1 .. 1 — 0,6 -. u)„.., — и

1 — — 06> u: гг-1 1 привод винта осуществляется при включенной муфте 2 и отключенной блокирующей муфте

12. В первом диапазоне дополнительно включена муфта 19, во втором — муфта 18. При этом мощность на винт передается двумя потоками (двухпоточный режим): по механическому каналу через муфту 2, водило 5, сателлиты 6 на эпицикл 4 и по электрическому каналу через валогенератор 7, шины 8, преобразователь 9, регулирующую электрическую маши ну 10, солнечную шестерню 3, сателлиты 6 на эпицикл 4. Далее оба потока мощности объединяются и передаются по одному из механических каналов: через зубчатые .колеса

15, 16, 17 и разобщительную муфту 19 — для положительного направления вращения винта и через зубчатые колеса 13, 14 и разобщительную муфту 18 — для отрицательного направления вращения винта.

В двухпоточном режиме передачи мощности

5 имеются два поддиапазона. В поддиапазонах изменения скорости вращения винта — 0,6 („ — 0,8 и

1 1 — — 06 -- а„) — — 0,8

1 1 регулирующая машина работает в режиме генератора и электрическая мощность передается от регулирующей машины через преобразователь 9 к шинам 8.

В поддиапазонах

1 — 08= а„< — и

1 1 — — 08 =а го-1 1 регулирующая машина работает в режиме электродвигателя и электрическая мощность

25 передается от шин 8 через преобразователь 9 к регулирующей машине 10.

Показанные на фиг. 2 граничные значения скорости вращения винта а„= — 0,6 точнее а„= — 0,59

1 / 1

1 1

1 в однопоточном режиме и «20 —:в двухпоi точном режиме соответствуют равенству максимальных мощностей, передаваемых через регулирующую машину, при этом установленная мощность регулирующей машины составляет 20 /р от полной мощности на винте.

Регулирующая машина в сочетании с ре4р верс-редукторной передачей обеспечивает бесступенчатое изменение скорости вращения винта фиксированного шага с достижением кинематической синхронизации всех входящих в установку муфт в режимах их включения.

Формула изобретения

Судовая силовая установка по авт. св. № 385826, отл и ч а ю щ а яс я тем, что, с

5р целью повышения мощности заднего хода на винте, установка снабжена двумя разобщительными муфтами, кинематически связьгвающими эпицикл планетарного редуктора с гребным валом, причем одна из разобщительных муфт связана с эпициклом через паразитное колесо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 385826, 60 кл. В 63Н 23/12, 1971.

Рыг 2

Подписное

Тираж 568

Изд. № 362

Заказ 374/14

Редактор Г. Борисова

Состазитель В. Макеев

Техред Л. Расторгуева

Типография, пр. Сапунспа, 2

Корректор E. Хмелева