Волновая зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
М !
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советскмн
Соцмалнстмчеснмн
Республик (в 601404
К АВТОРСКОМУ СВИДИЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свил-ву
2 (51) М. Кл.
Р26H 200 (22) Заявлено09.02.76 {21) 2333189/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Онублнконано05.04.78.Бюллетень № 2 3 (45) Дата опубликования описания 20.04.78
ГосудорстоенныФ номнтот
Совета Мнннстроо СССР оо донам нзооретоннй и откритнй (5З) УДК 622 833 7
{088.8) (72) Авторы изобретения
Е, Г. Гинзбург и Э. Г. Дроздов (71) Заявитель
{54) ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к общему специальному машиностроению и приборостроению, а именно к волновым зубчатым редукторам и мультипликаторам с кулачковым генератором волн.
Известна волновая зубчатая передача, содержашая жесткое колесо, цилиндрическое гибкое колесо и розмешенный у. одного иэ торцов гибкого колеса генератор волн (1).
Недостатком этой передачи является малая многопарность зацепления зубьев колес в тозриоц работы передачи без нагрузки, Наиболее близкой к изобретению является волновая зубчатая передача, содержащая жесткое и цилиндрическое гибкое колеса и т5 размешенный у одного из торцов гибкого колеса кул ачковый генератор волн, обеспечивающий в окружном направлении продленные зоны полного по глубина контакта зубьев колес (2), 20
Обшим недостатком указанных передач является перекос образуюших цилиндрического гибкого колеса, обусловленный односторони.й деформацией этого колеса генератором вслн, Этот перекос вызывает перекос 25 зубьев гибкого и жесткого колес и приводит к неравномерному распределению нагрузки по длине зубьев колес при их зацетотении, что снижает нагрузочную способность передачи и вызывает неравномерный износ по длине зубьев.
Целью изобретения является исключение перекоса образующих гибкого колеса в пределах зон полного по глубине контакта зубьев колес волновой зубчатой передачи.
Цель достигается тем, что в волновой зубчатой передаче гибкое колесо выполнено в виде усеченного конуса с вершиной, расположенной со стороны, противоположной креплению гибкого колеса, и yrnoM наклона образующей, определяемым по зависимости
g -arcing — — l — т Са 1 "pa
l гдв 2; и Z — числа зубьев гибкого с и жесткого колес соответственно, — радиус срздинной окружности нв деРО формирование ro гибкого колеса в се чении, проходя нем через середину длины зубье в; (Ю1 49 3
g =Qvctg
/ с го
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
50 1. Патент США No 2906143, кл, 74-640, 1959.
2. Патент США М 2930254, кл. 74-640, 1960, L — длина гибкого колеса от сечения, проходяшего через середину длины зубьев до торца крегиения колеса.
Благодаря тому, что гибкое колесо в свободном состоянии имеет форму усеченного конуса, в собранной вслновой зубчатой передаче это колесо в пределах продленных в окружном направлении зон полного по глубине контакта зубьев копес приобретает форму кругового цилиндра с центром на оси вращения генератора вспн. При этом в пределах названных зон перекос образующих гибкого ксяеса исключается, благодаря чему более равномерно распределяются нагрузки по дли не зубьев колес при их зацеплении в пределах этих зон.
Нарезание зубьев гибкого колеса, выпоп ненного в виде усеченного конуса, методом обкатки в состоянии деформации, аналогичной деформации этого колеса в работающей волновой передаче, позволяет получить йаиболее благоприятный характер распределения нагрузки по длине зубьев колес, При та. ком нарезании зубья имеют бочкообразную форму, которая обусловлена различием окруж-щ ных скоростей в различных точках зубьев по их длине, На фиг. 1 схематично показана волновая зубчатая передача; на фиг, 2 — гибкое колесо этой передачи в свободном состоянии; на 30 фиг. 3 — гибкое колесо в состоянии деформации, аналогичной деформации колеса в волновой передаче, Волновая зубчатая передача содержит гибкое зубчатое колесо 1, соединеннм с тихо- 35 ходным валом 2, жесткое зубчатое колесо (HB фигурах не показано) и кулачковый генератор волн 3, соединенный с быстроходным валом 4. Генератор волн установлен у одного из торцов гибкого колеса 1 и сообшает 30 ему форму овала с продленными в окружном направлении в пределах углов /3 зонами полного по глубине контакта зубьев гибкого и жесткого колес. После деформации гибкого сопеса генератором волн наклонные образу- 45 юшие этого колеса в пределах этих зон становятся параплепьными центральной оси 5 передачи, а поверхность гибкого колеса приобретает форму круговых цилиндров 6 и 7, оси которых совпадают с осью 5 передачи.
Передача работют следующим образом, При использовании передачи в качестве редуктора вращение от быстроходного вада
4 передается на генератор волн 3, который перелюшает продленные зоны контакта зубьев колес по периметру гибкого коцеса.
5п агодаря различному. количеству зубьев гибкого и жесткого колес вращение генератора 3 вызывает их относительное вращение.
Например, при неподвижном жестком колесе вращение с гибкого колеса 1 передается на тихоходный вап 2.
Устранение перекоса образующих гибкого колеса волновой зубчатой передачи обеспечивает снижение не менее чем в два раза коэффициента неравномерности распределения нагрузки по длине зубьев в зацеплении по сравнению с аналогичной волновой зубчатой передачей с цилиндрическим гибким колесом.
Ф о р м у и а и з о б р е т е,н и я
Волновая зубчатая передача, содержащая жесткое и гибкое колеса и размешенный у одного из торцов гибкого колеса кулачковый генератор волн, обеспечивающий в окружном направлении продленные зоны полного по гпубине контакта зубьев колес, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью исключения перекоса образующих гибкого колеса в пре делах зон попного по глубине контакта зубьев, гибкм колесо выполнено в виде умчениого конуса с вершиной, расположенной со стороны, противопопожной креплению гибкого колеса, и углом наклона образующей, определяемым по зависимости где Е,п Е „, — числа зубьев гибкого и жесткого колес соответственно; — радиус срединной окружности недеформированного гибкого колеса в сечении, проходящем через середину длины зубьев;
L — длина гибкого колеса от сечения, проходящего через середину длины зубьев, до торца крепления колеса.
ЕО>494
Фиг 2 фиг. 3
Состав тель А. Ступаков
Редактор Н. Вирко Техред H. Андрейчук Корректор Л. Небола
Заказ 1648/5 Тираж 1 198 Подпи слое
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4