Устройство для определения погрешностей кузова автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

() 6O159l

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ ВВИДЕ)т=;)Ь СТОУ

Сок?э Советских

Социалистических

Республик кЪ к к,, к I - к к

-к кк (51)м.кл. = С 01 я 1; 00 (61), 1ополнителькое к авт. C=-ид-ву— 22) Заявлено 2б.67.74 (21) 2056617;:27-11 с присоединение(» зая-" .и ."< е—

Государственный комктет

Саветз Министров CCCP по делам изобретений (23) Приоритет— (53) Л1, 629.113.001.4: ьб20.1.05 (088.8) (43) Оп (бликовано (!5.0- ..7ь. -;О,...е. е.".ь М 3 и открвлнч

1 (5) к),ата 0<)к бликоза, 1. - . а:;1:са -. ..., ..1 —; ь к (72) Авторы изобретения

И. Р.,,-(ра)(ов и Ю. П. Кукоо.-, (71) Заявите.ib (54) УСТРОЙСТВО ДЛ!Я ОП РЕДЕЛ ЕН ИЯ

П О Г Р Е 1И И О С Т Е 1)т В И 3 Г О Т О В Л Е 11 И И

КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ

ИЗООРетен!!е OTIIOccITcsl к технике !<0:lтРОля кузовов легковых автомобилей, преимуШЕСТВСНИО С КРЕПЛЕПИСМ ЗЕРХНИХ:! к Пж И).; рычагов перед)ей подвеоки 13 )аз ых б„-,оках, изготовляемых независимо друг от друга.

П рil TB

На1?!более близким техническ)) м решение.;1 к изобрстеi!1110 является устройст:0 для определения погрешностей кузова. зл 1B!oi! их на углы наклона осей:)оворота управляемых колес, содержащее раздвижную раму со сTî .*кам;1, фиксирующие блоки с фикс;)ру:оп ..)м:1 эл с?и iITB м и, уста паз:Iи заем ым:1 3 0""303 ыс отверстия кузоза, и измерительные бло:.<и с измерительными каретками для отсчета личины погрешностей, приведенных к зо .å раскположсиия болтов на базовых и l0cI<0c ..-..< кузова. относительно соответстзу)ощпх элементов эталонной подвески (I).

Известное устройство из-за ."рубаи; и и— тации им параметроз эталонной перед:i=il подвески автомобиля неточно учитывает 1)огрешности расположения осей базовых отверстий кузова относительно его базовых па::— костей и совсем не учитывает погрешности расположения торцовых поверхностей и зо:-;мс 0:цих базозыс отв.рстия, и осси -;,00T:.l0c:1T(. lb :lo ба зов ь) х:1л ос!:,Ос 1 еЙ

:-. ..заза и, их болтов.

В результатс этого углы наклона осей 10"31 а 0;I CC аЗТОМООИЛЯ П0.1 ) Ча!ЮТСЯ !ICCTc3

;..: 1b::ыми:1 çBчастую выходят за пределы

;, .) скаемых -:вача:1:!й. ухудшая экс))луата) .10 )ные качест;а автомоб))ля ил:1 же требуя

;О..ольи)телки)ой регулировкi!.

Цель:)зобретен )я — по: ышение точности ."-)етг п0; решностсй расположения иозерхно.. ей узоз)). им(к!Ощих базовь)с отверстия, !I асей последних ÎT:lосительчо Оа3озых плосКГСТЕЙ КУЗОЗкЗ И ИХ ООЛТОВ ПУTC".1 ПОВЫШСПП?т .О:.НОСтп ИМИтаЦ))И УСтРОйСГ->)х):i. )Р;.МСТРОЗ

= TBл011пой передней подзсск и из гс) и(>()!: 1».

Эта цель достигается тем, )то к:!ждыи

; ):!)<Сиру?ощ:)х блоков состоит из кор !vc;) с

3с КОЕ.)ЛСИ))ЫМИ:)а НЕМ РаэлзпжНЫМИ РЫЧа.-ами, несуи)ими !IB концах упомянутые фиксирующие элементы, например конические, для одновременного контакта с поверхностям:1 кузова, имеющими базовые отверстия, ка>1<лый )!3 ф))ксирующ!1х Олоi

B плоско ти:<ача:)ня подвески, с пои!Ощь)О

:- ".:хнего шаp»:)ра, центр которого распо10жен относ;)тель !о оси базового отверстия ку:-оза:! сООтветcrBy!01I)eiI его поверхности

601591 идентично центру соответствующего шарнира эталонной подвески, установленной на кузове в положение контроля углов наклона осей поворота колес автомобиля, а рама снабжена хвостовиком с зацепом для базирования по кузову и соединена с каждой стороны с измерительным блоком с помощью нижнего шарнира, например шарового, с возможностью поворота измерительного блока во всех направлениях с его ориентацией по расположенным на базовых плоскостях кузова болтам, прои этом расположение центра нижнего шарнира относительно центра верхнего шарнира идентично расположению центра нижнего шарнира эталонной подвески относительно ее верхнего шарнира.

С целью обеспечения возможности поворота каждого из фиксирующих блоков во всех направлениях, кроме поворота в плоскости качания подвески, каждый из верхних шарниров может быть выполнен в виде крестовины, расположенной цапфами в плоскости качания подвески и соединенной со стойкой рамы и корпусом фиксирующего блока.

Кроме того, с целью ориентации измерительных блоков по расположенным на базовых плоскостях кузова болтам, каждый из измерительных блоков может быть снабжен уловителями болтов в виде жестко закрепленных на измерительной каретке кронштейнов с отверстиями, расположение,которых относительно центра нижнего шарнира идентично расположению отверстий на оси закрепляемого этими болтами нижнего рычага эталонной подвески.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройст во, общий вид, и устанавка его íà K) зов (кузов изображен тонкими линиями); на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг.

3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

На стойках 1 раздвижной рамы 2, состоящей из полурам 3 и 4, соединенных телеокопическим устройством 5, с помощью верхнего шарнира б закреплены фиксирующие блоки 7. Каждый .из этих блоков состоит из корпуса 8, к которому посредством оси 9 шарнирно прикреплены раздвижные рычаги 10 с регул ируемыми в осевом направлении фиксирующими элементами 11, на пример коническими. Для раздвижки и сближения рычагов 10 с фиксирующими элементами предусмотрена рукоятка 12, жестко закрепленная на валу 18 с упором 14, имеющем с двух концов участии с резьбой противоположного направления, которыми он вворачивается в цапфы 15 и 1б, закрепленные с возможностью поворота в отверстиях рычага 10. Вал

18, кроме того, имеет посередине шейку 17, с помощью которой устанавливается в паз упора 14 с возможностью вращения, и упоры 18, фиксирующие его в осевом направлении. Верхний шарнир б включает крестовину

19, устанавливаемую в проушину стойки 1 и, корпуса 8 (фиг. 3).

Центр шарнира расположен относительно оси базового отверстия кузова и соответствующей его поверхности идентично центру соответствующего шарнира эталонной подвески, установленной на кузове в,положение контроля углов наклона осей поворота колес автомобиля.

К полураме 8 жестко закреплен хвостовнк 20, на конце которого с возможностью поворота и продольного перемещения установлен наконечник 21 с зацепом 22 для базирования по кузову, которые подпружинены относительно хвостовика 20 пружиной 28.

Длина хвостовика выбирается такой, чтобы при установке устройства на кузов с любыми отклонениями зацеп 22 всегда своим выступом 24, вводимым ia отверстие лонжерона кузова, опирался на передний край отверстия, удерживая хвостовнк от падения. 3ацеп 22 имеет также упор 25, ограничивающий подъем хвоставика вверх.

На каждой из полурам 8 и 4 с помощью нижнего, например шарового шарнира 2б с возможностью поворота во всех направлен ниях закреплен, измерительный олок 2(с направляющими 28, в которых перемеш,ается измерительная каретка 29,с индикаторами

80 и уловителями 81 болтов в виде жестко закрепленных на каждой измерительной каретке кронштейнов с отверстиями. Расположение этих отверстий относительно центра нижнего шарнира устройства совладает с расположением отверстий на оси закрепляемого этими болтами нижнего рычага эталонной подвески относительно ее нижнего шарнира. Перемещение измерительной каретки

29 относительно кузова ограничивается упорами 32. При этом расположение центра нижнего шарнира 2б относительно центра верхнего шарнира б идентично расположению центра нижнего шарнира эталонной подвески относительно ее верхнего шарнира.

Настройка и про верка устройства перед работой производится по контрольному кали бру,,имитирующему места эталонного кузова, на которые устанавливаются трехзвеннпки подвески, а также место, на которое устанавливается зацеп 22, и имеющему приспособления для контроля положения центров верхнего и нижнего шарниров.

При настройке и контроле предлагаемое устройство устанавливается фиксирующими элементами 11 в отверстия калибра, имитирующие отверстия 88 эталонного кузова для крепления верхних рычагов подвески, а заце п 22 устанавливается в базовое отверстие, имитирующее отверстие лонжерона 84 эталонного кузова. По показан иям приспособлений, контролирующих положения центров верхних шарниров, производят установку центров этих шарниров в эталонное положение перемещением вдоль осей фиксирук щих

5

25 зо

60 элементов 11.

Центры нижних шарниров при этом должны занять эталонное положение. Их отклоне601591 ние от этого положения свидетельствует о деформациях рамы, которые необходимо устранить ремонтом.

После этого измерительные блоки 27 ориентируются своими уловителями 81 болтов 5 на штыри калибра, имитирующие болты 85 кузова .для крепления нижних рычагов подвески, измерительные каретки перемещаются к калибру до упоров 82, скользя уловителями 81 болтов по поверхностям штырей. 10

Длины уловителей болтов выбраны такими, чтобы они при этом не упирались в плоскости калибра, имитирующие базовые плоскости

86 крепления н ижних рычагов подвески; наконечники индикаторов 80 упираются в эти 15 плоскости.

В этом положении стрелки индикаторов устанавливаются в нулевое положение. Если настроенное по калибру устройство аналогичным образом установить на производственный 20 кузов, то индикаторы 80 зафиксируют приведенные к месту контакта их наконечников погрешности кузова по сравнению с эталонным, т. е. с калибром. Эти погрешности переводятся в регулировочные шайбы, которые устанавливаются на соответствующие болты

85 кузова под оси нижних рычагов подвески для ком пенсации,погрешностей кузова.

Формула изобретения

Устройство для определения погрешностей в изготовлении кузова автомобиля, влияющих на углы наклона осей поворота его управляемых колес, содержащее раздвижную 35 рам1 со стОЙхами, фиксир1 ющие Олски с фиксирующими элементами, устанавливаемыми в базовые отверстия кузова, и измерительные блоки с измерительными каретками для отсчста величины погрешностей, приведенных 40 к зоне расположения болтов на базовых плоскостях кузова, относительно соответствующих элементов эталонной подвески, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повыш ния точности учета погрешностей расположения по- 45 верхностей кузова, имеющих базовые отверстия, и осей последних относительно базовых плоскостей кузова и их болтов путем повышения точности имитации устройством параметров эталонной передней подвески автомо- 50 биля, каждый из фиксирующих блоков состоит из корпуса с закрепленными на нем раздвижными рычагами, несущими на концах упомянутые фиксирующие элементы, например конические, для одновременного,контакта с поверхностями кузова, имеющим и базовые отверстия, каждый из фиксирующих блоков соединен со стойкой рамы с возможностью его поворота во всех направлениях, кроме поворота в плоскости качания подвески, с помощью верхнего шарнира, центр которого расположен относительно осп базового отверстия кузова и соответствующей его поверхности идентично центру соответствующего шарнира эталонной подвески, установленной HB кузове tB положение, контроля углов наклона осей поворота колес автомобиля, а рама снабжена хвостовиком с зацепом для базирования по кузову и соединена с каждой стороны с измерительным блоком с помощью нижнего шарнира, например шарового, с возможностью поворота измерительного блока во всех направлениях с его ориентацией по расположенным на базовых плоскостях кузова болтам, прп этом расположение центра нижнего шарнира относительно центра верхнего шарнира идентично расположению центра нижнего шарнира эталонной подвески относительно ее верхнего шарнира.

2. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности поворота каждого из фиксирующих блоков во всех направлениях, кроме поворота в плоскости качания подвески, каждый из верхних шарниров включает крестовину, расположенную цапфами в плоскости качания подвески и соединенную со стойкой рамы и корпусом фиксирующего блока.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью ориентации измерительных блоков по расположенным на базовых плоскостях кузова болтам, каждый из измерительных блоков снабжен уловителями болтов в виде жестко закрепленных на измерительной каретке кронштейнов с отверстиями, расположение которых относительно центра нижнего шарнира идентично расположению отверстий на ocè закрепляемого этими болтами нижнего рычага эталонной подвески.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Шувалов Л. П. «Автомобиль «Жигули» (BA3 2101), М., изд. ДОСААФ, 1972, с. 165—

ПРОТОТИП.

1

1 т !

1ор1чектор И Синкина

1 1од1ииe! о.

Составитель Л. Смольскяя

Рс.:акт- р Н. Петрова Текреz И Микчйчоьа

Заказ 88/202 Изд. ¹ 107 Тираж 1122

КПО Государственного комитета Совета Министров СССР ио дедам изобретений и эткрь1тий

/г.:. - ""- 1:; б а /

Тил. Хс ик. фи.ч. вред. <1 ??????????>