Раструбный стержень
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 602295 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.10.76(21) 2409015/22-02 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано15.04.785юллетень № 14 (45) Дата опубликования описания 1, И. (3 (51) М. Кл.
В 22 D 13/10
Государственный комитет
Соввта Министров СССР по делам нзооретений и открытий (53) У ДК 6 21 . 74. ,042(0 88.8) (72) Авторы изобретения
В. В. Андреев, А. A. Тихомиров и И. К. Гончаров (71) Заявитель (54) РАСТРУБНЫЙ СТЕРЖЕНЬ
Изобретение относится к литейному производству, в частности к оборудованию для центробежного литья; оно предназначено для использования на заводах, отливающих центробежным способом трубы с применением раструб5 ных стержнеи, служащих для образования внутренней поверхности раструба отливки и для закрывания торца литейной формы центробежной машины.
Известен раструбный стержень для изложницы центробежной машины (1), состоящий 10 из закрепленного на каретке вращаемого корпуса с вращаемым коническим штоком, запорного фланца с центральным отверстием, центральной втулки, подпружиненной относительно вращаемого корпуса, и клинового механизма в виде радиально расположенных штифтов, контактирующих со штоком. При этом противоположные плечи штифтов взаимодействуют с фланцем и втулкой стержня прп возвратном движении каретки.
Недостатком указанного стержня является то, что в нем для компенсации теплового расширения корпуса стержня, подверженного нагреву в большей степени, чем запорный фланец, и обеспечения подвижности его относительно запорного фланца необходимо иметь увеличенный зазор между наружной поверх- 25 ностью корпуса и стенками центрального отверстия фланца, так как нагретый металлом при отливке трубы и увеличенный в объеме корпус стержня не должен выбирать до конца этот зазор и заклиниваться в отверстии фланца. Однако охлажденный до 50 — 80 С для нанесения покрытия корпус стержня вновь образует увеличенный зазор между наружной поверхностью корпуса и стенками центрального отверстия запорного фланца, через который частично проникают покрытие при его нанесении и жидкий металл при заливке, снижающиее работоспособность кл и нового механизма раструбного стержня.
Цель изобретения — повышение работоспособности стержня. Это достигается тем, что раструбный стержень снабжен контактирующим с централ ьн ы и отверстием запорного фл анца уплотнительным элементом, выполненным в виде металлических кольцевых секторов со скошенными изнутри в местах разрезов торцами, установленных по окружности в наружной кольцевой проточке корпуса стержня с зазором относительно дна проточки скосами торцов на вставках из жаростойкого эластичного материала, заполняющего промежутки между секторами, причем каждый сектор под602295 пружинен при помощи, например, пластинчатой пружины.
На фиг. 1 показан описываемый раструбный стержень; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез по А — А на фиг. 1.
Раструбный стержень состоит из закрепленного на каретке 1 вращаемого корпуса 2 с вращаемым штоком 3, запорного фланца 4 и размещенного в центральном отверстии запорного фланца формообразующего корпуса 5 стержня с центральной втулкой 6, поджатой пружиной 7 относительно вращаемого корпуса. В радиальных отверстиях центральной втул ки расположены штифты-кулачки 8 клинового механизма, взаимодействующие противоположными плечами с фланцем и втулкой стержня ири возвратном движении каретки, (.:тержень снаожен контактир, юшим с центра lbI!h!м отверстием запорного фланца уплотнительным элементом 9, выполненным в виде металлических кольцевых секторов 10 со ско еннь<ми изнутри в местах разрезов торцами. установленных по укружности в наружIIoH кольцевой проточке 11 корпуса стержня с зазор<>м 12 относйтельно дна проточки скосами 13 торцой на вставках 14 из жаростойкого эластичного материала, например асбеста, заполня<огцего промежутки между сектораМи. Каждый сектор подпружинен при помощи пластинчатой пружины 15.
Раструбный стержень работает следующим образом.
В положении, изображенном на фиг. 1, р струбный стержень при помощи каретки устан<>влс и B раструбной части 16 изложницы 17, формообразующий корпус 5 и центральная втулка б максимально выдвинуты вперед в направлении литейной формы, а штифты-кулачки 8 клинового механизма отклонены влево от вертикальной оси. Фланец 4 закрывает
<орец «зложницы 17.
Kop!!i<. 2 н составной раструбный стержень
Ix,1IIIIoB!»Dl механизмом вращаются вместе с наложницей 17 при заливке металла, проникноBpI! II<. которого между уплотнительным элементом 9 и стенками центрального отверстия запорного фланца 4 исключено из-за постоянного поджатия металлических кольцевых секторов 10 при помощи эластичных вставок 14 и пружин 15 к стенкам центрального отверстия запорного фланца и практического отсутствия между ними зазора.
В дальнейшем при тепловом расширении нагретого металлом корпуса 5 стержня уплотI!lIT<..!üíûé элемент 9 компенсирует увеличение обьсма корпуса стержня путем сближения металлических кольцеBb!x секторов 10 к центру корпуc,а .стержня и сжатия эластичных вставок 14 ц пружин 5, а между уплотнительным элементом 9 ц стенками центрального отверстия запорного фланца 4 образуется еше боIee плотное соединение, при котором сохраняется возможность движения корпуса 5 стержня относительно запорного фланца 4.
После образования корки металла на внутренней поверхности раструбной части !6 отФормула изобретения
Раструбный стержень для изложницы центробежной машины, включающий закрепленный на каретке вращаемый корпус с вращаемым штоком, запорный фланец с центральным отверстием, формообразующий корпус стержня с центральной втулкой, подпружиненной относительно вращаемого корпуса, и клиновой механизм с радиальными штифтами-кулачками, взаимодействующими противоположными плечами с фланцем и втулкой стержня при возвратном движении каретки, отличающийся тем, 45 что, с целью повышения работоспособности стержня, он снабжен контактирующим с центральным отверстием фланца уплотнительным элементом, выполненным в виде металлических . кольцевых секторов со скошенными изнутри в . местах разрезов торцами, установленных по окружности в выполненной в корпусе стержня наружной кольцевой проточке с зазором относительно дна проточки скосами торцов на вставках из жаростойкого эластичного материала, заполняющего промежутки между секторами, при этом каждый сектор выполнен подпружиненным, например, при помощи пластинчатой пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
l. Авторское свидетельство № 469532, кл. В 22 D 13/10, 1973.
30 ливки трубы, не прекращая вращение изложницы 17 и заливку цилиндрической части трубы, возвратным движением отводят каретку 1, отклоняя вправо штифты-кулачки 8 клинового механизма, и подрывают корйус 5 стержня из отливки с возвратным движением корпуса стержня относительно запорного фланца. При этом уплотнительный элемент 9 не выходит из контакта с центральным отверстием запорного фланца.
Затем, продолжая движение каретки 1 назад, выводят составной раструбный стержень из отливки и охлаждают его до 50 — 80 С для нанесения покрытия на формообразующую поверхность корпуса 5 стержня. При этом объем корпуса 5 стержня возвращается к исходному, а металлические кольцевые секторы 10 под действием упругих сил пружин 15 и эластичных вставок 14 поджимаются к поверхности центрального отверстия запорного фланца 4, исключая постоянным поджатием зазор между уплотнительным элементом 9 и стенками центрального отверстия фланца. Наносимое на корпус стержня покрытие не проникает в полости раструбного стержня.
Повторение цикла начинают с установки раструбного стержня поступательным движением каретки 1 в раструбную часть 16 изложницы 17, при этом штифты-кулачки 8 клинового механизма отклоняются влево, а корпус 5 стержня с центральной втулкой 6 максимально выдвигается вперед относительно запорного фланца 4, упирающегося в торец литейной формы и закрывающего последний.
602295
Фиг. 1
Фиг. 2
Составитель Г. Леоедев
Техред О. Луговая Корректор П. Макаревич
Тираж 950 Подписное
Редактор Н. Корченко
Заказ 1722/9
11НИИПИ Государственного комитета Совета Минис1 р< в C« P по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж35, Раушская наб. д. 4!5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4