Устройство для стабилизации деформаций рабочих узлов машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н Й < <щво з4в

3, .ф (51) М. Кл.

В 23 Я 23/00 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.03.75 (21) 2120159/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.04-78Бюллетень № 14 (45) Дата опубликования описания 23.03.78

Гасудвратвеннв1й квинтет

Совете Министров СССР ее делам изобретений н открытий (53) УДК531.717

{088 8) (72) Авторы изобретения

А. В. Высоцкий и Н, J1. Горелова

Бюро взаимозаменяемости в металлообрабатывающей промышленности (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕФОРМАЦИЙ

РАБОЧИХ УЗЛОВ МАШИН

Изобретение относится к устройствам, обспечивающим стабилизацию деформаций деталей машин от прогиба, вызываемого весом узла, перемещающегося по горизонта пьным направпяюшим станины, и может быть использовано как в области станкостроения для прецизион» ,ных станков, так и в области измерительной

l. техники для измерительных машин.

Известны устройства, обеспечивающие компенсацию прогиба, вызываемого весом перемещающихся узлов, в которых компенсируется либо прогиб станины, по которой перемещается узел (11, либо прогиб самого перемещающегося узла (2j.

Указанные устройства не обеспечивают, 1а однако, стабилизации вызываемых прогибом деформаций деталей машин.

Указанного недостатка лишено устройствол в котором обеспечивается не топько компенсация прогиба, создаваемого весом переме-йО щаюшегося узла, но и стабилизация деформации, вызываемой прогибом (31. Это устройство содержит механизм компенсации прогиба станины, предназначенный. для взаимодействия с перемещающимся по направляю- 2а шим станины узлом1 и коррекционную линей» ку {тягу.) связанную с механизмом компен сации.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, Это устройство, однако, может обеспечить стабилизацию деформации лишь самого перемещающегося узла {стола, каретки) и не может быть использовано для стабилизации деформации станины, что, в свою очередь, не, позволяет обеспечить корректи-, ровку взаимного расположения важных в точностном отношении рабочих узлов, закрепленных на станине, например стоек измерительных машин, несущих измерительные узлы и измеряемые объекты, или узлов металлообрабатывающего станка, несущих инструмент и обрабатываемую деталь.

Пель изобретения является уменьшение деформаций рабочих узлов.

Эта цель достигается тем, что в устройстве для стабилизации деформаций коррекционная линейка, связанная с механизмом компенсации прогиба, выполнена с профилем, определенным из условия неповорачиваемости при перемещении каретки осей рабочих узлов в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и направляющим.

HB фиг. 1 изображена принципиальная схема cA;исываемого устройства (пример выполнения); на фиг. 2 — вид по стрелке на фиг. 1.

Станина 1 станка или измерительной машины имеет продольные направляницие 2, щ по Kotopb)M в горизонтальной плоскости перемещается каретка 3, На станине 1 закреплена вдоль нее коррекционная линейка

4, профиль 5 которой может регулировать,ся в вертикальном направлении посредством установочных винтов 6-12. С профилем 5 коррекционной линейки взаимодействует ролик 13, который связан рессорой 14 или какой-либо другой упругой свазыа с кареткой 3. Ролик и рессора образуют ме- 29 ханизм компенсации прогиба станины, пред- назначенный для взаимодействия с каретKoff 3, а связь между механизмОм KGMHeB. сеции и коррекционной лчнейкой осуществла» ется посредством взаимодействия ролика 35 с профилем коррекционной линейки.

Устройство работает следующим образом.

Перемещение каретки 3 по станине 1 вызывает переменные деформации этой ста- Зо нины, что приводит к изменению точности взаимного расположения закрепленных на станине рабочих узлов 15 и 16. При этом происходит поворот их осей 17 и 18 в . плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и направляющим (на фиг. 2 эта плоскость совпадает с плоскостью чертежа), Пунктирными линиями на фиг. 2 условно показаны деформированная станина и поворот узлов 15 и 16(и соответственно, их осей 17 и 18), вызываемый атой деформацией. Стабилизация деформации станины, направленная на предотвращение поворота узлов 15 и 16, осуществляется при взаимодействии перемещающейся каретки через рессору 14. и ролик 13 с профилем 5 кор рекционной линейки 4.

Профиль 5 образуетса путем предваритель- ного деформированиа линейки в вертикальном направлении винтами 6-12 и определяется из условия неповорачиваемости при переме-. щении каретки 3 осей 17 и 18 в плоскости„ пернендикулярной горизонтальной плоскости и направляющим (в описываемом примере выполнения - продольным направляющим) станины. При образовании профила 5 деформи» рованием линейки расстояние а между осями 17 и 18 (см. фиг, 2) должно сохранать» ся постоянным.

Взаимодействуа при перемещении каретки с профилем коррекционной линейки, ролик через упругую рессору будет сообщать каретке переменное по величине усилие Рт (см, фиг., 1) в соответствии с профилем короекционной линейки. Таким образом, каретка при перемещении будет прижимать, са к станине различным по величине усилием в зависимости от ее положейия на станине.

Предложенное устройство позволяет уменьшить деформации рабочих узлов машин, закрепленных на станине, поскольку определенный выбор профиля коррекционной линейки, свя» ванной с механизмом компенсации прогиба станины, предназначенным для взаимодейст виа с кареткой, обеспечивает стабилизацию .деформации станины, на которой закреплены рабочие узлы, вызываемой прогибом от веса перемешаюшейся по ней каретки.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации деформаций рабочих узлов машин от веса перемещающейся в горизонтальной плоскости по направляющим станины машины каретки, содержащее механизм компенсации прогиба станины, - предназначенный: для взаимодействия скареткой и,,коррекционную линейку, связанную с механизмом компенса ции, отличающееся тем,что, с целью уменьшения деформаций рабочих узлов, коррекционная линейка выполнена с профилем, определенным из условия неповорачиваемости при перемещении каретки осей рабочих. узлов в плоскости, перпендикулярной горизонтальной плоскости и направляющим, Источники информации,принятые во внимание при экспертизе;

1 Авторское свидетельство СССР

»383570,кл. В 239,23/00, 1871.

2, Акцептованная заявка Англии

» 1039153, кл. В 3 В Q, 1966.

3. Авторское свидетельство СССР

¹ 374137, кл. В 23 Q. 23/00, 1871, 602348

Составитель Ю. Лаптев

Текред Г. Рыжова Корректор ll. ебола

Заказ 1729/12 Тираж 1263 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаа наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная 4