Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24 06 74(21) 2036641/27-1 1 с присоединением заявки № (23) Приоритет (!1) 602399

Р

?jr, l

> (5!) М, Кл.

В 60 К 17/02

F 16 D 13/54

Гооударстаеииый комитет

Совета Мииистров СССР оо делаи иэооретеиий и открытий (43) Опубликовано 15 04 7рБюллетеиь № 1Ч (53) У ПЛ(629.11З-578 (088. 8) (45) Дата опубликования описания \((.озЛ3 (72) Авторы изобретения

В. Ф. Бялоцкий, !., (..ц() >;), I(>B, l). H. E);i;);i .)ов, .Ч. ll. Дз5)дь)к и (. l(!. !ыткип

Центральны)l ордена Трудов(>1 (> Кр;>clio! > .>I)Ox!(пи III)> 1lio-lic(. . Iс1овате1ь(кий автоъ б о )обильный ll автом(торный:I)I«T)l г i il Всесок>зпып конструкторско-эксперимснтальиl>lй ипс-:!)1 г 1)вт(>бусостросния (71) 3аявители (54) фРИК?1ИОННАЯ МУФТА КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к силовым передачам транспортных машин.

Известна фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства, содержащая корпус с поршнем гидравлического силового цилиндра, который сообщен по периферии через клапан с источником жидкости. и фрикционные диски (!).

Однако включение этой фрикционной муфты происходит сравнительно поздно, поскольку оно начинается после заполнения рабочей жидкостью всего силового цилиндра. При этом усилие на фрикционные диски изменяется сразу на очень большую величину, что неблагоприятно сказывается на плавности 1BIIwcHII5! машины. 15

Цель изобретения — повышение плавности включения фрикционной муфты.

Для этого в поршне напротив фрикционных дисков выполнена проточка, в которой установлена перегородка, разделя)оп(ая гидравлическийй силовой цилиндр на внешнюю и внутреннюю камеры, сообщенные между собой чсрез дроссельное отверстие.

С целью обеспечения постепенного нарастания давления жидкости во внутрен))ей камере. силового цилиндра и задержки ее выкл)оченпя )5

Во пзбежянпс разрыва потока мощности при псрсключенип ступеней в коробке перемены псрсля:I, во в утреliícé камере силового цилиндра усгя)>овлс гпдрояккумулятор. Приче»l гидроаккуму iHTop выполнен в виде поршня, взаимодсйствукмцсго с упругим элементом.

Г целью ., с)юльзования упругого элемента

11)дроак умулятора для возврата поршня муфтhl в псхолпос поло к(пис, HB корпусе выполнен упор, 1)зяпмодсй!ст))ук)щи)1 с упругим элементом гидр(>1)ккуму.)ятора. Кроме того, с целью увеЛ П >1С П П и С!, . I I Я C "Æ;) T I!5! ф Р И К Ц)10 Н Н Ы Х ДИСКОВ

B l((>!!lip вк.)к>ч(пи муфты ня поршне муфты

c(ст()роны фрпкцпо.!li! Ix дисков выполнен упор изяпмс>де(1("1 вую;(п)й с поршнем гпдроаккумул ятор<>.

На фиг. пока)яна,1вухкамерная фрикцпо)ная муфта с п)ц)оаккумулятором; на фиг. 2 — - фрикционпая AI>, фт;1 B парс с 3p)>cой фрпкцион))ой муфтой для переключен .)я ступеней в короокс и(р(лач.

На валу коробк)1 1)срсдяч закреплен кори с 2 фрпкцпопиой муфты, в котором установлеH пор)п(III> 3 для сжатия фрикционных дисков -!.. ((с.!(.)у поршнем и корпусом заключена полость . плрявлического силового цилиндра, PHB;(iPll if;lЯ II3 вн(ц)пюю 5 II BH(TPE .HHIOIo 6 кам(ры ко.)ьцевой перегородкой 7 в корпу602399

3 се 2. Перегородка размещена в проточке 8, выполненной в утолщенной части поршня 3 напротив дисков 4. Это позволяет сделать муфту компактной и обеспечить желаемое соотношение усилий на поршень со стороны камер.

К камере 5 подведен канал 9 чя подачи жидкости под давлением от ее исто«ника в силовой цилиндр. Камера 6 изолированы от этого канала. Она сообщается только с внешней камерой через дроссельное отверстие 10. Камеры отделены друг от друга уплотнительным кольцом. При размещении уплотнительного кольца в перегородке 7 дроссельное отверстие выполняется в поршне, а прн его установке в поршне отверстие выполняется наоборот в корпусе.

Это позволяет. олагодаря полному опорожнению внутренней камеры избежать скапливания в ней о àдков, выпадающих из жидкости во время врыщения корпуса. Опорожнение внешней кымеры ол ществляется наружу через отверстие l! из периферии корпуса муфты.

Во нпу реннем отверстии поршня муфты на ступице ее корпуса размещен гидроаккумулятор 12, выполненный в виде поршня. По обеим сторонам от гидроаккумулятора 12 на поршне 3 муфты распо, ожены упоры 13 и 14. Между упором 14 и гидроаккумулятором 12 установлен упругий элемент 15 в виде пакета тарельчатых пружин. На ступице корпуса 2 муфты расположен упор 16 для упругого элемента 17 в виде спиральной пружины, упирающейся в торец гидроаккумулятора 12 и обеспечивающей возврат поршня 3 муфты в начальное положенис при ее выключении.

На противоположной стороне корпуса муфты располоя "ll поршень 18 гидравлического силового цилиндра 19 для c)KBTHH фрикционных дисков 20 другой ступени в коробке передач, в данном случае первой ступени. Во внутреннем отверстии поршня 18 муфты расположен поршень 21 гидроаккумулятора, нагруженный пружиной 22. Г1о обеим сторонам от поршня гидроаккумулятора на поршне муфты имеются для него упоры 23» 24.

Внешняя камера силового цилиндра сообщена с каналом подачи жидкости под давлением и со сливом через клапан 25, расположенный и периферии корпуса муфты. Этот клаган содержит золотник 26, связанный с кольцом 27, перемещаемым принудительно поводко. 28, вставленным в паз кольца. Для регулирования опорожнения цилин 1ра 19 Liåðâîé ступени на золотнике 26 клапана 25 предусмотрен поясок 29.

Включение ступени в коробке передач двухкамерной фрикционной муфтой оеущестцляется следующим образом.

Прн подаче жидкости под давлением В Камеру 5 силового цилиндра происходит быстрое ее заполнение и перемещение поршня 3 а сторону дисков 4. После замыкания дисков 4 давление в камере 5 поднимается до номинальной величины, при которой усилие от поршня 3 на диски 4 становится достаточным для передачи ими крутящего момента от двигателя и даже для части шого или полного уравнивания их скоростей вращения, в это же время жидкость

10 !5

Ы

4 через отверстие 10 постепенно заполняет камеру 6., савление в ней плавно повышается благодаря перемещению поршня гидроаккумулятора 12 и сжатию упругих элементов 15 и 17.

3То давление воздействует на поршень 3 муфты способствуя постепенному росту момента трения дисков 4. В это время до окончания хода поршня гидроаккумулятора 12 окончательно заверillàåòñÿ уравнивание угловых скоростей фрикционных дисков при сравнительно небольшом моменте их трения, что обеспечивает плаB нос включение фрикционной муфты.

После окончания хода поршня гидроаккумулятора давление во внутренней камере силового цилиндра поднимается до номинальной величины. Г1ри этом усилие от поршня гидроаккумулятора через упор !4 тоже передается на поршень муфты, обеспечивая надежное ее вкзючение

Г1ри и:обходимости выключения муфты прекращается подача жидкости под давлением в ее внешн.ою камеру. Камера опорожняется через отв рстие 11. жидкость из камеры 6 через отв:рстие 10 сначала сливается во внешнюю:.ы::;сру, а затем выбрасывается наружу через отвсрстие !1 без остатка, после чего поршень 3 под действием упругого элемента 17 отходит от фрикционных дисков, которые разм ы каются.

Переключение в коробке передач с первой стунени на вторую при движении машины происходит следующим образом.

Золотник клапана 25 поводком 28 перемегцается вправо, сообщая с источником жидкости камеру 5 силового цилиндра второй ступени. При этом силовой цилиндр 19 первой ступени сообщается со сливом. Однако давление в нем сохраняется в течение времени заполнения камеры 5 силового цилиндра второй ступени ввиду наличия гидроаккумулятора. Гидроаккумулятор поддерживает необходимое давление в силовом цилиндре первой ступени за счет дросселирования потока сливающейся из цилиндра жидкости в клапане 25, на золотнике которого расположен поясок 29.

В этом случае давление от поршня 21 гидроаккумулятора на жидкость распространяется по всему цилиндру, прижимая поршень 18 муфты к пакету дисков 20, обеспечивая даль,«ейшую передачу ими крутящего момента от двигателя. После заполнения жидкостью камеры 5 силового цилиндра второй ступени давление в ней поднимается до номинальной величины, а усилие на поршень 3 и соответственно диски 4 станозится достаточным для передачи ими крутящего момента от двигателя. Затем через канал 9 происходит заполнение камеры 6 силового цилиндра. В это же время поршень 21 гидроаккумулятора первой ступени доходит до упора 23 на поршне 18 муфты, отодвигая его от сррикционных дисков, которые размыкаются выключая первую ступень. После этого завершается включение фрикционной муфты-второй степени. Таким образом, переключение с первой тупени на вторую происходит плавно без ра рыва поток мощности в трансмиссии машины.

602399

Обратное переключение со второй ступ :ни на первую, например при движении машины в гору, происходит следующим образом. Поводком 28 золотник 26 клапана 25 переставляется в левое положение, при котором силовой цилиндр первой ступени сообщается с источником рабочей жидкости, а цилиндр второй ступени— со сливом. Тогда давление жидкости во внешней камере силового цилиндра второй ступени падает до незначительной величины, а в его камере 6 сохраняется небольшое давление, которое действует лишь на часть поверхности поршня 3 муфты. В результате приложенное к поршню 3 муфты усилие уменьшается до величины, при которой момент трения дисков 4 становится меньше крутящего момента, поступающего от двигателя. Тогда диски 4 начинают пробуксовывать, а угловая скорость вала 1 коробки передач и корпуса 2 муфты увеличивается. В это время часть мощности двигателя передается фрикционной муфтой второй ступени на выходной вал коробки передач и далее к колесам машины, а остальная часть мощности двигателя расходуется на разгон вала 1 коробки передач, чтобы уравнять скорости вращения дисков 20 первой ступени. К моменту уравнивания угловых скоростей фрикционных дисков первой ступени завершаются наполнение силового цилиндра 19 этой ступени и возрастание в нем давления до номинальной величины. В это же время заканчивается работа гидроаккумулятора второй ступени. Гидроаккумулятор 12 доходит до упора 13 и отодвигает поршень муфты от пакета фрикционных дисков, окончательно выключая вторую ступень.

Таким образом, при переходе как с первой ступени на вторую, так и со второй ступени на первую сохраняется поток мощности к колесам машины, что уменьшает амплитуду изменения ускорения машины при переключении ступеней в коробке передач и, следовательно, улучшает плавность ее движения.

Формула изобретения

1. Фрикционная муфта коробки перемены передач транспортного средства, содержащая корпус с поршнем гидравлического силового цилиндра, сообщенного по периферии через клапан с источником жидкости, и фрйкционные диски, отличающаяся тем. что, с целью повышения плавности ее включения в поршне напротив фрикционных дисков выполнена проточка, в которой установлена перегородка, разделяющая гидравлический силовой цилиндр на внешнюю и внутреннюю камеры, сообщенные между собой через дроссельное отверстие.

2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем. что, с целью обеспечения постепенного нарастания 5 давления жидкости,в внутренней камере силового цилиндра и задержки ее выключения во избежание разрыва потока мощности при переключении ступеней в коробке перемены передач, в внутренней камере силового цилиндра уста новле н гидро а к кум ул ятор.

3. Муфта по п. 2, отличающаяся тем, что гидроаккумулятор выполнен в виде поршня, взаимодействующего с упруп.м элементом.

4. Муфта;.о и. 3, от.шчающаяся тем, что, с целью использования упругого элемента гидроаккумулятора для возврата поршня муфты в исходное положение, на корпусе выполнен упор, взаимодействующий с упругим элементом гидроа ккумул ятора.

5. Муфта по и. 4, отличающаяся тем, что, с целью увеличения усилия сжатия фрпкцион30 ных дисков в конце включения муфты, н» поршне муфты со стороны фрикцпонпых дисков выполнен упор, взаимодействующий с поршнем гидроаккумулятора.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент СШЛ .% 3534840. кл. !92--1 06, 1970.

602399

plug. !

1 фиг 7

Составитель В.Маринкина

Техред О. Луговая Корректор Н. Тупица

Тираж 841 Подписное

Редактор В. Козлова

Заказ !745/!5!!НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делdì изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раугцская наб.. д. 4/5

Филиал ППП «Патент», I. Ужгород, 1.1. 1!роектная, 4