Устройство для покрытия преимущественно оптических систем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

т

М Т

ОП ИСАИИЕ изовеютиния

Союз Советских

Социалист нческнх

Реслублнк (11) 002604

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 27.10.75(21) 2185117сЗЗ с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано1 5.04.78,Бюллетень № 14

2 (51) И. Кл, Е 04 В 7i16

Гасударственный кюмнтет

Севатв Мнннетрев СССР в делам нзебретеннй н вткритнй (53) УДК 69.024.4 (088.8) (45) Дата опубликования описания 24.03.78 (72) Авторы изобретения

В, Е, Фаддеев, В. С. Дворников и Л. С. Шофиер (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОКРЫТИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО, ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1

Изобретение относится к устройствам для покрытия, нацример, оптических систем, в частносттт, телескопов, работающих HB откры том воздухе и подвергающихся значительным динамическим нагрузк ам.

Известны устройства для покрытия оптических систем. Таково, например, Покрытие оптических систем и приборов", в котором приводное устройство выполнэно с поворотным рычагом, на оси которого смонтированы подъемные балки, шарнирно соединенные с одной из сторон опорной части купола, противоположная сторона которого BblHoTIHBна с ходовыми колесами, установленными с воэможностью подъема в процессе движения купола по наклонной плоскости 11), Одним из недостатков существующего устройства является наличие больших знакопеременных моментов, возникающих ири подъеме купола от действия его веса, которые устраняются с помощью сложной системы рычагов и противовесов, что ведет к увеличению веса и стоимости покрытия и снижению надежности его работы.

Следует также отметить, что хотя покрытие вышеуказанного типа и обеспечивает высокую степень обзора, однако, оно тв защищает оптическую систему от ветровых нагрузок, что снижает коэффициент использования оптической системы по времени, Кроме того, известно покрытие 6-дюймового телескопа, находящегося в обсерватории

Висконсинского университета. Это покрытие представляет собой рассеченный купол. Причем одна часть купола больше другой и может поворачиваться относительно нее 121, Таким образом, для наблюдений может быть открыта тольк о половина неба.

Например, при наблюдении за объектом, траектория которого известна, можно выставить купол так, чтобы проекция траектории проходила по оси симметрии щели, и при этом наблюдать объект до зенита, а для дальнэйших наблюдений следует развернуть купол на 180о, B теч ние времени разворота купола обьек r ие наблюц тся.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство в виде купольной крыши для защиты чувст602663

3 4 ви тел ьных B особенности, orrTH cKIIx H HcT- ла по кольцевому пути 6 твк и по наклонрументов. Это устройство включает состоя- ным 7 и горизонтальным 8 участкам прямощий иэ двух половин сферический купол нв линейного трехрельсового пути в местах пеприводных колесах, опириощнхся на кольце- ресечения установлены поворотные редьсовью вой рельсовый путь j3j, элементы 9 попеременно соединяющие рельс

Недостаток устройства заключается в том, кольцевого 6 и прямолинейного трехрельсовочто, как в условиях действия ветровьй на- го путей, груэок, так и при их отсутствии, степень об- СдедУет отметить Iro Радиус кодьцевогo зора оптической системы низка. Кроме того, пути 6 больше радиуса чвстэй 1 и 2 купола устройство сложно в изготовлении, твк как 0 на половину величины зазора, образующегося части разъемного купола выполнены с раэ- rrprr максимальном удалении частей 1 и 2 куличными радиусами. пола от его полярной оси при установке их

Цель изобретения — повышение степени на кольцевом пути 6, что может быть вырараскрытия оптической системы, жено следующей формулой:

Укаэанная цель достигается тем, что ycr 5 (, 8

Ц вЂ” 1 )=— ройство снабжено прямолинейным трехрель- 2 совым путем, крайние рельсы которого пере- .где Е - parIHyc кольцевого пути; секают кольцевой путь по хорде, а средний— — радиус частей купола; по диаметру, причем в местах пересечения 8 веди -,H"- зазора, о.-разуюшегося установлены поворотные редьсовъ|е эдемеп- у прц максимальном yIIarreHII частей и 2 ты, попеременно соединяющие рельс кольце- купола or его полярной оси иди ширина щели. вого и прямолинейного путей, а каждая no- j3 зависимости от ветровых нагрузок, дейловина купола выполнена с диаметром мень- ствующих на OIIII recxyro спстему„- звдвннои ше дн аметра кольцевого Гу ти и имеет rpH степени Обзора ycrpoAcrEO peáoò чеT сде дуювращвюшиеся относительно вертикальной оси g5 шим образом:

В случае отсутствия .действия ветровой

Э

Такое выполнение устройства обеспечпвв- нагрузки нв оптическую систему для обеспеет повышение степени раскрытия оптической чения слежения за объектом Но всей сфере системы в условиях действия ветровых HB- часть 2 сферического купола отводится по грузок, увеличивает коэффициент использова 30 наклонным 7 участкам прямолинейного трехния ее по времени, а также упрощает Tex- -IIBCOBoro пути и занимает подожение, понологию изготовления элементов CPCTelvrir, казанное нв фт, 4. Pвлее перэмещ:-ется дру. На фиг, 1 показано предлагаемое устрой- . гая часть 1 купола по кольцевому пути 6 и ство, общий вид; HB фиг, 2 — устройство с звнимаэт положение, изображенное на фиг, сомкнутыми частями купола, вид в пдаю; 35 а затем онв отводится по наклонным 7 участив фиг, 3 — то и,с разомкнутыми частями квм прямодипэйного трэхредьсового пути и купола; на фнг. 4 — устройство, в котором заимеет положение, иддюстрируемое фнг, 5, одна часть купола отсутствует, общий внд; В случае слежения а объектом с известна фиг, 5. — устройство с максимально o:ò- ной трвекторпей движения при наличии ютрокрытой оптической системой при полностью 40 вых нагрузок части 1 и 2 купола переводятудаленном куполе, обпшй вид; на фиг. 6 и ся на кольцевой путь 6 (фиг. ), д т 6 (фиг 3) вследствие

7 — поворотный рельсовый элемент с уста- чего между ними образуется зазор (щель) новленным на нем ходовым колесом (на фиг.6 шириной 8, для осуществде с ествдения слежения разрез А-А фиг, 7). щель орие п нруется TIIKHM образом, чтобы

ПРеддаГавмоЕ УстРойство выполнено в ви- 45 проекция траектории движения объекта совде разъемного сферического купола, состо- падала с осью симметрии щели. 8 этом слуящего из двух частей 1 н 2 одинакового ра- чае:ложно наблюдать движение объекта нэдиуса, снабженных упдот1иниями 3. Каждая прерывно от горизонта с одной стороны сфечасть купола опирается на приводные холе- рического купола через положение зенита оа 4 установденные с возможностью IIDBO- 50 и далее до горизонта с другой стороны куэ рота относительно осей 5„Привод когес 4 под а, может быть любой, Благодаря наличию колес

4 части 1 и 2 купола могут перемещаться Прн слежении зв объектом, траектория по кольцевому рельсовому пути 6, центр ко-, движениЯ Iro движения кото эого юизьестнв в условиях торого совпадает с проекцией центра сфери- 55 воздействия ветровых нагрузок, жобходимо ческого купола на горизонтальную плоскость, установить части 1 н 2 купола на кочьцевом и по пересекающему его прямолинейному пути 6„максимально удалив их от полярной трехрельсовому пути, состоящему из наклон- оси, и перемещать по кольцевому пути в разных 7 и горизонтальных 8 участков.,0дя обеспечения перемещенич частей 1 и 2 купо- 60 мещения с перемещением оптического устрой

60266 3

Фиг. 2

5 ства, используемого для наблюдения за изучаемым объектом.

Снабжение устройства прямолинейным трехрельсовым путем, пересекающим кольцевой путь, наличие в устройстве поворотных

5 рельсовых элементов, установленных в местах пересечений, попеременно соединяющих рельс кольцевого пути 6 и прямолинейный трехрельсовый дуть, установка колес с возможностью поворота относительно своих

10 осей и исполнение кольцевого пути с радиусом, большим радиуса купола на половину величины зазора, образующегося между разведенными частями купола, дают возможность повысить степень раскрытия оптической cuc-Ej темы в условиях действия ветровых нагрузок, а такжв повысить коэффициент использования ее по времени. Выполнение частей разъемного купола с одинаковым радиусом упрощает технологию изготовления элементов системы.

Формул а. изобретения

Устройство для покрытия, преимущественно, оптических систем, включающее состо-. б яшнй из двух половин сферический купол иа

IIpIEBoIIBbIx кодесах Опирающихся HB. кольцевой рельсовый путь, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения степени раскрытия оптической системы, устройство снабжено прямолинейным трехрельсовым путем, крайние рельсы которого пересекают кольцевой путь по хорде, а средний - по диаметру, причем в местах пересечения установлены поворотные рельсовые элементы,, попеременно соединяющие речьс кольцевого и прямолинейного путей, а каждая половина купола выполнена с диаметром меньше диаметра кольцевого пути и имеет три вращающиеся относительно вертикальной оси колеса.

Источники информацпи llpHHHTble Bo вни» манне при экспертиж:

l. Авторское свидетел ьство ¹ 354099 кл. Е 0 в,7/16 1971.

2, Хойнер Ож, и Миддлхерст Б. Телескопы, И„иностранная литература", 1Я63, с. 27, 3, Патент ФРГ ¹ 2020851, кл, 37а,7 16э

1 970.

602603

La

Фиг. 7 Составитель И, Еутовский

3Ъдактор Э. Шибаева Техред 3.Фанта Корректор С. Гарасиняк

Зжаз 1809/29 Тираж 820 Подписное

HHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретежй и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рцушская наб., д. 4/5

Филиа ППП "Патент" ° г. Ужгород, ул. Проектная, 4